Воспитание детей согласно сунне пророка. Воспитание детей в мусульманских традициях Воспитание в мусульманской семье

Семья, сама по себе, является ценностью в исламе. И создают семью мужчина и женщина для того, чтобы помогать друг другу в религии, в поклонении, оберегать друг друга от запретного и греховного. Одной из главных целей создания семьи являются дети. Детей в мусульманских семьях обычно много. В мусульманских странах детей очень любят. Аборты в исламе запрещены, дозволяются только если есть строгие медицинские показания и мать не может выносить или родить ребенка в связи с состоянием здоровья.

В исламе рождение малыша – это праздник: когда рождается девочка закалывают одного барана, когда мальчик – двух, и приглашают родственников и друзей, соседей на угощение. Таким образом благодарят Всевышнего за то, что он ниспослал такую милость семье. Хоть бытует мнение, что мальчикам родители рады больше, чем девочкам в мусульманской семье, но на самом деле это не так. Отцу, который вырастит праведных дочерей обещан Рай. Как говорится в изречении Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха: "У кого есть три дочери, и он дает им приют, относится к ним милосердно, и опекает их, то непременно Рай станет для него обязательным". И сказали ему: "О Посланник Аллаха, а две?" Он сказал: "Даже если будет две". И подумали некоторые люди, что если бы они спросили: "А одна?" То он сказал бы: "И одна" (хадис, переданный от Джабира Ибн Абдуллаха).

В доисламскую эпоху арабы закапывали своих девочек в песок заживо, так как боялись позора, поскольку не всегда родственники могли защитить женщину от посягательства чужих мужчин и внебрачных связей. Ислам пришел со строгим запретом на это.

Дети, с точки зрения ислама, являются ответственностью взрослых. И мы родители будем в Судный день отвечать перед Всевышним за их воспитание, за их нравственные качества, за то, что мы смогли в них вложить. Но при этом послушание и покорность детей перед родителями в исламе должны быть полными и безоговорочными во всем, что не противоречит религии Аллаха. Если же родители заставляют детей нарушать запреты Всевышнего, тогда им дозволено не слушаться старших, но делать это с мягкостью и уважением. Непослушание родителей – великий грех в исламе. Положение матери в исламе особое, приведу только два хадиса (изречения от Пророка Мухаммада) «Один человек спросил у Пророка (да благословит его Господь и приветствует): «О, посланник Аллаха, кто из людей в большей степени заслуживает уважения и хорошего отношения?» - «Мать», - ответил Пророк. «А кто после?» - «Мать», - снова сказал посланник Аллаха. «Кто еще [после нее]?» - «Мать», - в третий раз повторил Пророк. «Ну а после?» - «Отец».

«Рай находится под ногами ваших матерей», - говорил пророк Мухаммад.

Родители и дети не рассматриваются как ровня, одних Бог поставил над другими.

Аллах Всевышний сказал в Коране:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «слова недовольства» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком»». (сура 17, аят 23-24)

В исламе, особенно в многодетных семьях, дети рано приучаются к определенным обязаностям, помогают родителям, несут ответственность за младших и, как правило, рано взрослеют. Дети считаются уже взрослыми, когда достигают половой зрелости. Девушки начинают покрываться и носить закрытую одежду, для них это становится обязательным. И с этого момента юноши и девушки должны сторонится общения с противоположным полом, особенно без свидетей и без намерения вступить в брак. К разделению полов в исламе относятся очень строго. Считается что уже с семи лет нужно стараться разделять девочек и мальчиков (но пока это не является обязательным), и даже родных братьев и сестер уже не укладывают спать в одной кровати.

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Приказывайте детям совершать намаз по достижении ими семилетнего возраста и наказывайте их если они не делают этого при достижении десятилетнего возраста, и разделяйте их кровати»
Даракутни и Хаким передал от Сабра ибн Мабада, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда ваши дети достигнут семилетнего возраста разделяйте их кровати и когда им исполнится десять, наказывайте их если они не молятся» Этот хадис был оценен как достоверный шейхом Албани.

Главная задача в любой мусульманской семье – воспитать праведное нравственное потомство. Для этого детей обучают с раннего возраста основам религии Единобожия. Приучают любить, уважать и почитать Своего Господа, Пророка Мухаммада и всех прочих пророков Всевышнего и праведников. Обучают Корану, учат не только читать и понимать эту книгу, но и жить в соответствии с ней. Жить в принципах нестяжательства, щедрости, милосердия, доброты и справедливости. Важно, чтоб ребенок не стремился всецело к благам этого мира, чтоб он мог поступится своими интересами ради справедливости. Чтоб он стремился к довольству Своего Господа, оставлял греховное и старался совершать больше благих дел. Ребенок должен стать полезным членом мусульманской общины. Должен нести пользу своим братьям и сестрам по вере, и в первую очередь, должен быть поддержкой и опорой для своей семьи. При этом каждого из нас Аллах создал более склонным и способным к определенным видам деятельности, поэтому стоит присматриваться к своим детям и не ставить им непосильные задачи, а стараться помочь им в том, что для них особенно интересно, в том, к чему они сами стремятся.

Главным принципом воспитания детей должно стать самовоспитание родителей. Поскольку дети наилучшим образом воспринимают личный пример родителей. Если в семье не грубят и не хамят друг другу, не сквернословят, стараются решать конфликты мирно, то ребенок усвоит для себя именно такие шаблоны поведения. Воспитание на основе личного примера, самое эффективное. Я помню меня родители всегда ругали, что я мало читаю (это было в школьном возрасте), при этом я никогда никого из них не видела с книгой в руках, после работы все любили посмотреть телевизор, видимо чтение считалось занятием утомительным. И навряд ли вы сможете приучить ребенка говорить правду, если сами его будете постоянно обманывать, пусть даже в мелочах.

В семье так же важно уважительное отношение к ребенку. Необходимо воспитывать в малыше чувство ответственности и самостоятельность, давать ему посильные задания и хвалить за их выполнение. Помню моя дочка была в восторге, когда сама почистила картошку овощечисткой (ей еще нет пяти лет). Ребенок должен чувствовать свою причастность к «миру взрослых», а не должен быть изолирован от любых бытовых и иных проблем.

Важно оберегать ребенка от плохих друзей, выбирать для него наилучшее окружение. Так как дети часто портятся именно по этой причине. А для того, чтоб ребенок воспринимал советы родителей, родители сами в свою очередь должны стать для него авторитетами. Отношения стоятся не на основании силы и наказания, а на основе доверия и взаимного понимания.

Так же в исламе родители постоянно обращаются с молитвой за своих детей. И как говорил наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, нет преграды между такой молитвой и Господом. Такое обращение к Богу не остается без ответа.

Наилучшим образцом нравственных качеств является наш пророк Мухаммад, а затем его сподвижники. В воспитательных целях детям читают истории из их жизнеописаний: про их праведность, смирение, милосердие, нравственность, мудрость. Мусульмане почитают всех пророков Аллаха, в том числе Мусу (Моисея), Ису (Иисуса), Ибрагима (Авраама) и других. И детям так же читают и рассказывают коранические истории о пророках.

Когда дети становятся способны рассуждать и анализировать, то необходимо разбирать с ними спорные ситуации, возвращаясь при этом к мусульманской традиции и шариату. Спрашивать ребенка правильно ли он поступил в такой-то и такой-то ситуации и достойно ли такое поведение мусульманина, и как нужно поступать в данных обстоятельствах. Необходимо исправлять его ошибки иногда мягко, иногда проявляя допустимую жесткость.

Важно хвалить ребенка за проделанную работу, за выполненное задание, даже если не все идеально. При этом важно напоминать (в зависимости от возраста), что Аллах доволен теми, кто помогает своим родителям или близким, теми, кто совершает благие дела.

В вопросе: Дозволено ли бить детей? мусульманские ученые (религиозные) разошлись во мнениях. Одни это дозволяли, другие нет. Но все-таки считается что при непослушании можно побивать детей, соблюдая условия: 1. не бить по лицу, 2. не наносить увечий, вреда здоровью 3. это должно быть «легкое» битье (больше похожее на шлепки) в воспитательных целях. Но в каждой отдельной семье к этому относятся, в зависимости от традиций, по-своему. В Турции детей, к примеру, не ругают и не наказывают практически, даже в тех ситуациях, где стоит детей останавливать и порицать. Суданцы, например, не бьют девочек вообще, но при этом считают, что допустимо применять телесные наказания в отношении мальчиков.

Несмотря на основные принципы мусульманского воспитания, в каждой отдельной семье складывается своя особая атмосфера отношений, воспитания и взаимопонимания. Каждая семья проходит через свои особые ситуации жизненные и усваивает свои уроки из этого и делает свои выводы.

Нравится статья?


Преимуществом мусульманской традиции является то, что у родителей всегда есть четкое руководство в вопросах воспитания детей. Эта система является консервативной, нацелена на формирование патриархальной семьи, где каждый знает свои обязанности и несет определенную ответственность. В семье существует неоспоримая иерархия, которая поддерживает должную дисциплину. Дети осваивают определенные социальные роли в семье и в обществе. Возможно кто-то посчитает мусульманскую семью слишком закрытой для новшеств и ортодоксальной, но при этом мусульманское общество противостоит новым разлагающим семью тенденциям (распространение людей с нетрадиционной ориентацией, браки сексменьшинств и тд) и безнравственности, которые развиваются безпрепятственно на западе, из-за которых под угрозой уже существование традиционной семьи.

Семья – это основа любого общества. Семья – это первое и самое главное для каждого ребенка «образовательное учреждение». Здесь ответственными за воспитание малыша выступают родители, а уж потом и все остальные взрослые члены семьи.

Нет сомнений, что мать играет решающую роль, и ее влияние на детей не может сравниться ни с чем. Только она кормить грудью, несет на себе все тяжесть заботы о ребенке. Не это ли повод для восхищения дарованными ей Всевышним Аллахом материнскими талантами! Пророк (Мир Ему), подтвердил это, отвечая на вопрос о том, кто является самым достойным уважения человеком, трижды указав на мать.

Но и у отца есть весьма важный вклад в воспитание детей, поскольку, несомненно, оба родителя должны усердно трудиться вместе, чтобы создать счастливую мусульманскую семью.

Не справедливо, да и да и не логично игнорировать значение роли отца в жизни детей и то огромное влияние, которое он может оказать на становление личности ребенка. Некоторые жизненные установки и принципы никто не сможет вложить в души детей лучше, чем отец. Более того, существуют проблемы, с которыми никто не сможет лучше справиться, защитить, чем отец.

Материнская и отцовская роль в воспитании различна, они дополняют друг друга, каждый выполняет свои, только ему присущие функции.

Долг супругов состоит в рождении детей и воспитании их в духе богобоязненности и нравственности, которые являются основными принципами ислама. Дети, в свою очередь, должны почитать своих родителей. Вот что предписал Господь Всевышний об отношении к родителям: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям: Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!». Не кричи на них и обращайся почтительно. Склони перед ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». (Коран, сура 17, аяты 23-24) Особое место ислам отводит матери. « Рай находится под ногами ваших матерей», - говорил Пророк Мухаммад (Мир Ему).



Украшением любой семьи являются, несомненно дети. Дети им приносят радость. Родители возлагают большие надежды на своих детей. Это наши будущие помощники и опора в старости. Станут ли они такими – зависит от того, насколько успешно удастся нам воспитать их, сформировать их как личность. В мусульманской семье, где соблюдаются предписания ислама, супруги осознают ту ответственность, которая возложена на них в деле воспитания детей. Дети могут стать источником радости для родителей, но могут стать и источником бед и несчастий не только для семьи, но и для общества.

Исламское воспитание отвечает на все жизненные вопросы, с которыми сталкивается человек независимо от своего возраста. Но так как дети являются нашим будущим и на них возлагают свои надежды общество, Ислам заботится о них с того самого момента, когда у юношей и девочек только зарождается желание соединить свои судьбы. Ислам считает, что рождение детей и то, какими они вырастут, зависит напрямую от взаимоотношений супругов.

Исламское воспитание – это полноценное, всестороннее развитие личности мусульманина, предполагающее формирование мировоззрения, нравственного облика, интеллектуальный и физический рост, привитие управленческих и творческих навыков в течение всего периода развития, основанного на исламских ценностях и принципах в теории, и на исламских методах и средствах воспитания – в практике.

Воспитание – это выращивание ребенка и забота о нем до тех пор, пока он не станет взрослым и самостоятельным, сформировавшись как личность. Сюда относится физическое, психическое, духовное и эмоциональное воспитание, развитие умственных способностей ребенка, а также социальное воспитание и регулирование поведения ребенка.

Обучение – часть воспитания, включающая передачу обучаемому информации о том, что нужно знать в жизни. Обучение воспринимается только разумом, тогда как воспитание связано с телом человека, его разумом, душой, духом и всем его существом.

И воспитание, и обучение необходимы для развития ребёнка.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня» (66:6).

Воспитание детей начинается с периода грудного вскармливания. В Коране Господь повелевает женщине кормить грудью ребенка до двух лет: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца». (Коран, сура 2, аят 233) Несколько лет назад врачи советовали кормить грудью только до года, а сейчас они рекомендуют кормить до двух лет, как сказано в Коране. Как известно, грудное молоко укрепляет иммунитет, лечит не только тело, но и душу ребенка. Кроме этого, кормлению грудью полезно и для самой женщины. Оно помогает избежать такие болезни, как рак молочных желез и половых органов. К сожалению, многие современные женщины отказываются кормить своего ребенка грудью, боясь деформирования груди. А в некоторых случаях ребенок сам отказывается от грудного молока, которое отравлено алкоголем, табаком и наркотиками. Мусульманка, как мать, осознает всю важность грудного кормления и старается сохранить грудное вскармливание до двух лет.

Основная задача религиозного воспитания – привить ребенку любовь к Аллаху и Пророку (Мир Ему), научить правильно мыслить и поступать. Приступая к религиозному образованию детей необходимо учитывать уровень развития ребенка, иначе это может привести к серьезным ошибкам в становлении системы духовных и религиозных ценностей ребенка, к нарушениям его поведения. В процессе религиозного воспитания, рассказывая о вере необходимо помнить, что перед тобой ребенок. Пророк (Мир Ему) показывал нам своим поведением и обращением с детьми: «Обращаясь с ребенком, станьте и сами детьми». Это - проявление эмпатии по отношению к ребенку, старание поставить себя на его место и понять его.

Абсолютно ошибочным со стороны взрослых является пугать маленького ребенка гневом Аллаха или адом, если он делает что-то неправильно. Ни один ребенок не сможет полюбить Аллаха, способного бросить детей в ад, и почувствовать духовную связь с Ним, а если и сможет, то связь эта будет основана, лишь на страхе. Наш Пророк (Мир Ему) велит: «Перо лишь трех человек не припишет им никаких грехов: спящего, покуда он не проснется, Ребенка покуда он не вырастет, и больного, покуда он не исцелится». Когда ребенок проказничает, он боится не только наказания родителей. Зная, что родители его любят и ценят, он боится потерять эту любовь и защиту из-за своих проказ. Именно это страх помогает ему поступать правильно, вести себя хорошо. Так страх перед Всевышним должен быть основан, прежде всего, на любви. Если объяснить ребенку, что Аллах заботится и любит все Свои создания, особенно маленьких детей, то он будет бояться не рассердить Всевышнего и испытать Его наказание, а потерять Его любовь – будет стараться не совершать плохих поступков.

Религиозное воспитание. Главное, формирование правильных убеждений за счёт утверждения столпов веры и её основ в душе и сердце. Это вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Последний день и предопределение Всевышним Аллахом всего доброго и злого.

Необходимо правильно формировать понятие о существование Аллаха и Его единственность (таухид), затем приучить его любить Всевышнего и благодарить за Его милости, затем объяснить ему, что Один лишь Аллах обладает абсолютной властью и управляет вселенной, создавая различные творения, а также распоряжается в мире вечном, подвергая Своих рабов расчёту и воздавая им за их дела.

Дети в возрасте от 3 до 6 лет, так называемый период вопросов, характерен постоянным интересом ребенка ко всему вокруг: «Что? Почему? Как? Зачем?». Что касается вопросов религии, то чаще всего он спрашивает: «А на что похож Аллах?», «А как он нас сотворил?», «Где живет Аллах?», «Рай – это Его дом?», «Когда Аллах встаёт, ОН достает тучи головой?» и т.п. Ребенок постепенно начинает мыслить абстрактно и ищет ответы на интересующие ему вопросы. Не надо сердиться или раздражаться, до поры до времени ничего странного или неправильного в этих вопросах нет. Лет до семи ребенок еще не в состоянии уяснить, что Аллах не похож ни на человека, ни на любое другое известное нам существо. Он не ест, не пьет, понятия размеров и форм, мест и направлений неприменимы к Нему, у Него нет ни родителей, ни детей. Детям нужно рассказывать про Аллаха только то, что не вызывает у них страха или отторжения. Описывать Его только позитивными прилагательными: Добрый, Любимый, Щедрый. У Аллаха очень много имен, которые понравятся малышу.

После этого нужно знакомит своего ребенка с Благородным Кораном, объясняя, насколько он велик, и рассказывая ему о том, что Коран – это Слово Аллаха. Воспитатель учит ребёнка правильно читать Коран, а потом побуждает его к заучиванию его наизусть полностью или же некоторых его частей, в частности, последних четырёх. «Поистине, этот Коран указывает на самый правильный путь» (17:9).

Пророк (Мир Ему) сказал: «Лучшим из вас является тот, кто обучается Корану и обучает ему других» (Аль – Бухари; Муслим; Абу Давуд; ат – Тирмизи; ан – Насаи; Ибн Мажда. Со слов ибн Аффана).

Затем воспитатель укрепляет в сердце ребёнка любовь к Пророку (Мир Ему) и веру в то, что он – последний из пророков и лучший из посланников. Рассказать о Его примерном поведении, о детстве, известные истории с детьми, о Его прекрасных качествах, доброты, мудрости, что он никогда не делал плохих поступков и т. д. Объяснять детям, что мы должны уделять особое внимание его Пречистой Сунне и заучивать его хадисы по мере возможности. Вера в Аллаха, да и Пророку (Мир Ему) должна быть основана на любви.

Физическое здоровье и крепость тела ребёнка – залог того, что он будет развиваться должным образом. Ведь. Здравый разум – в здравом теле, и для того, чтобы справляться с жизненными трудностями, нужны силы. Если же человек слаб и истощён, это лишает его возможности исполнять многие из его обязанностей. Всевышний сказал, упоминая о милости, которую Он оказал Своим рабам: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (95:4).

А Пророк (Мир Ему) сказал: «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, хотя в каждом из них благо) (Муслим. Со слов Абу Хурайры).

Этот вид воспитания можно сделать успешным по средством выполнения с ребёнком различных физических упражнений, а также занятий гимнастикой, плаванием, верховой ездой, организации детских и подростковых лагерей отдыха. Хорошие отцы руководствуются пятью ключевыми принципами: любовь, дисциплина, воспитание, советы, обучение и защита. Когда действия отца основаны на любви, ему легко воспитывать и обучать детей. Любовь, внимание, советы определяют «качество» отношений между родителями и детьми. Дети любят играть, а для мужчин это самая веселая часть отцовства, потому что один из лучших способов обучения детей – это совместные игры, теплые объятия, беседы, общие дела. Например, можно организовать детских семейных игр, соревновании разного уровня в соответствии разного возраста, можно просто поиграть футбол…

Наш Пророк (Мир Ему) – предводитель и наставник – часто играл с детьми, целовал их, смеялся с ними. Он преподал нам великолепный урок – как быть хорошими и полезными родителями.

Так, отец, руководствуясь исламскими принципами из Корана и Сунны, должен играть важную роль в воспитании и обучении детей стойкости, решительности перед лицом любых трудностей и испытаний. Отец, а не только мать, должен внушать им, что никто не может и не защитит их, кроме Всевышнего Аллаха.

Мы знаем, как Пророк (Мир Ему), воспитал детей, делая это очень мягко, тактично, заботливо и с любовью. Он научил маленького мальчика говорить «бисмиллях» (с именем Господа) перед принятием пищи, есть правой рукой, начиная с края тарелки.

Следуя по стопам Пророка (Мир Ему), отцы должны уделять больше внимания воспитанию, формируя нравственный облик своих детей. Следует помнить, что именно они являются тем первоисточником, откуда дети наследуют свои мнения и принципы, и всегда стремиться быть хорошим примером.

Приучение к поклонению в исламе является выражением и проявлением убеждений (гакыда) и указанием на их истинность и твёрдость. До достижения совершеннолетия на ребенка не возлагаются никакие религиозные обязанности.

Приучать ребенка к намазу надо еще до рождения. Ведь даже до рождения, находясь в материнской утробе, младенец потихоньку привыкает к тому, что пять раз в день мама совершает одни и те же действия. А если мама проговаривает вслух намаз, и еще до рождения он становится для малыша частью его жизни. Младенца же, чтобы не пропускать намаз, мама может брать на руки и читать намаз с ребенком на руках. Было передано, что Пророк (Мир Ему) во время молитвы брал на руки свою внучку, когда стоял, и клал ее на землю, когда делал земной поклон (суджуд). Это было передано ал – Бухари и Муслимом от Абу Катады ал – Ансари: «Поланник Аллаха (Мир Ему) молился и держал на руках Умаму, дочь Зайнаб бин Расу Аллах. Согласно сообщению от Абу – л - Аса ибн Рабиги ибн Габду Шамса, когда он делал земной поклон, он клал ее на землю, а когда встал, брал на руки» (передано ал – Бухари и Муслим). Таким образом, Аллах дал нам знать, что не возложил на нас ничего невыполнимого.

Постепенно ребенок подрастает. Ненужно прогонять ребенка с коврика для намаза, не ругать за то, что он бегает и играет на нем. Таким способом малышу прививается позитивное отношение к намазу и к коврику. Более того, хваля его так, будто просто находясь рядом с ними, он участвует в намазе. Дети не нарушают намаз своим присутствием, даже проходя или проползая перед родителями. Таким образом, малыш станет повторять движения родителей, хоть и не осознанно, выполняет элементы намаза.

Однако подготовка ребёнка к вступлению в совершеннолетие и последующей жизни требует, с точки зрения воспитания и Шариата, приучения его к поклонению Всевышнему. И оно должно напомнить ему о необходимости постоянно поддержать связь с Всевышним, подчиняться Его, а также совершения порицаемых поступков.

Приучение к совершению обязательной молитвы и посту начинается, как для девочки, так и для мальчика, с семилетнего возраста, и ребёнок обязан совершать молитву и поститься, когда ему исполнится десять лет.

Пророк (Мир Ему) сказал: «Велите своим детям совершать молитву с семи лет и ударяйте их за отказ совершать её, начиная с десяти лет» (Абу Давуд; Ахмад; ат – Термизи; ад – Даракутни).

Опекун ребёнка должен неустанно следить за тем, чтобы ребенок совершал молитву и другие виды поклонения, ибо Всевышний сказал: «Вели своей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай её» 20:132».

Благой нрав – основа формирования хорошего характера и совершенствования личности, а также начало благоразумия и следования прямым путём и указание на должную приверженность Шариату Всевышнего. Самые нужные нравственные качества: правдивость и прямота, а также надежность, выдержка, кротость, воздержанность языка от дурного, свобода души от злобы и зависти и отдаление от всех качеств, противоположных перечисленным. Пророк (Мир Ему) сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за скверным делом совершай благое, которое сотрет его, и будь благонравным в общении с людьми» (Ибн Маджа).

Ребёнка учат отличать благой нрав и его проявления от дурного в соответствии со словами Пророка (Мир Ему): «Благочестие – благонравие, а грех – это то, чего стесняется грудь твоя и о чём тебе не хочется, чтобы узнали люди» (Муслим; ат – Тирмизи).

Опора благонравия: уважение и почтение к родителям, вежливость, учтивость и хорошее отношение к семье, соседям друзьям, а также к людям в транспорте и на работе.

Отец и мать ребёнка уделять много внимания его духовному воспитанию, ведь оно – причина развития чувств ребёнка и их совершенствования, а также утончения его души. Чистота духа – это чистота души веку спокойствие и умиротворение. Это воспитание вселяет в серце человека благоговейный страх перед Всевышним и заставляет его размышлять о Его величии, а также о тайнах вселенной, и подчиняться Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, и которые уповают на своего Господа» (8:2).

Также детям в семье надо дать социальное воспитание. Приучение ребёнка к жизни в обществе, среди людей, и общение с ним, будь то дети или взрослые, друзья или соседи. В результате этого воспитания ребёнок избавляется от застенчивости и становится смелым в общении – он учится самоутверждению. Ребенка приучают посещать взрослые собрания. Ребенка учат, как попросить о чём – то, как вести себя в общественных учреждениях, как купить что – то. Его учат мусульманскому приветствию и тому, как нужно отвечать на него, как общаться с маленькими товарищам и как навещать больных. Его также учат выбирать друзей и товарищей, шутит, играть и здороваться с ними за руку, помогать друг - другу делать добро и отдаляться от зла. Ребёнок знакомится с одобряемым в Шариате и учится любить его, а также остерегаться порицаемого в Шариате и питать к нему отвращение. В общем, это воспитание имеет своей целью привить ребенку любовь к людям, любовь к добру и ко всему одобряемому Шариатам, а также приучит его проявлять милосердие к другим и помогать им в совершении благих дел и богобоязненности.

Детей нужно обучать ремеслу, обучать трудиться. Это позволяет ему избежать бедности и нужды. Работая вместе с родителями дети учатся к земледелию, ухаживать за растениями, уход за домашними животными, стираться, шитью, строительству и другим профессиям, обучаются к самостоятельной жизни. На это указывают и Слово Всевышнего: «Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущества» (4:6).

Факыхи ханафитского, маликитского и остальных мазхабов говорят о необходимости обучать ребенка тому, что в будущем даст ему возможность заработать на жизнь.

Забота о развитии мышления ребенка и его умственных способностей также необходимо. Разум отличает человека от животного, Аллах почтил человека, даровав ему разум. Посредством разума человек приобретает знание, и именно наличие разума делает человека религиозно обязанным (мукалляф). Разум помогает человеку идти прямым путём и быть благоразумным, указывает ему на благо и заставляет его отдаляться от зла. Коран побуждает нас размышлять о сотворении небес и земли, чтобы таким путём мы пришли к выводу о существовании Аллаха и Его Единственности, а также отдаляться от слепого подражания отца и дедам и противостоять пагубному влиянию порочного окружения. Об этом немало сказано в Коране, который призывает нас задействовать наш разум и размышлять в сотнях аятов, особенно в тех, где подчеркивается справедливость и мудрость предписаний религии. Именно поэтому многие аяты имеют подобную концовку: «Поистине, в этом – знамения для людей разумеющих» (20:24).

«…Поистине, в этом – знамения для обладающих разумом» (20:128)

Родители должны затрагивать тему полового воспитания в разговорах с ребёнком, в соответствии с его возрастом, вплоть до его вступления в брак. Начинать нужно с упрощенного, образного объяснения, потом переходить к намёкам, а после совершеннолетия говорить об этом открыто. Родители должны приучить ребёнка всегда спрашивать разрешения прежде, чем войти, а также опускать свои взор и отдаляться от всего, что вызывает половое возбуждение, и в том числе возбуждающих мыслей. Необходимо направить всю энергию ребёнка на обучение, физические упражнения, плавание, верховую езду, а также занятие современными видами спорта.

Раннее вступление в брак – сразу после завершения обучения – при наличии соответствующих финансовых возможностей одобряется исламом, однако супружеские отношения разрешается начинать только после достижения совершеннолетия, когда половая связь уже не причиняет вреда, хотя брачный договор можно заключать и в раннем возрасте. Раннее вступление в брак защищает человека от разного рода искушений, уводящих его от прямого пути, оберегает представителей обоих полов от порицаемого и запретного и помогает им сохранить целомудрие и благочестие.

Министерство образования Российской Федерации

Саратовский государственный социально-экономический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

Воспитание в мусульманской семье

Студентка 2 курса, 8 гр.,

Специальность 031000

«Педагогика и психология»___________Л. Р. Гарифуллина

Руководитель работы,

к. пед. н., доцент ____________Н. В. Зайцева

Саратов 2005

Введение……………………………………………………………с.3

Глава 1. Семья и семейные отношения …………………………. 4

Глава 2. Воспитание подрастающего поколения в исламе…….. 8

Заключение………………………………………………………… 22

Приложения………………………………………………………... 23

Библиография……………………………………………………….26

Введение

В современное время религиозному воспитанию в наших семьях давно не предается такого большого значения, как в былые времена. Хотя возможно именно это и являлось одной из причин более устойчивого морального общества. В религиозных семьях воспитание становиться более мягче, многие традиции и обычаи уходят в прошлое. Вот и в исламских семьях многие традиции уже не соблюдаются. Многие девушки не считают нужным повязывать голову, хотя это считается обязательным и непокрытая голова считается признаком неприличия. Современные родители считают, что если их дети будут выделяться в толпе, им будет легче добиться успеха. Возможно, одной из причин этого является и то, что в последнее время имеет место притеснение последователей ислама. Поэтому родители и пытаются дать воспитание своим детям более современное. Объектом моего исследования является воспитание ребенка в религиозной семье, а именно в исламской семье.

Но даже не смотря на это, есть и те семьи, которые не отходят от традиций и своей веры. В исламе детство – особый мир, полной радости, красоты, мечтаний, счастья и любви. И родители стараются воспитать в своих детях самые благородные и чистые качества. Привить веру в Аллаха и в его силы.

Если ООН начала проявлять заботу о детях и приняла специальный документ, в соответствии с которым в ноябре каждого года празднуется международный День ребенка, посвященный Декларации прав ребенка, которая была провозглашена этой международной организацией, то ислам уделяет внимание вопросам детства уже более тысячи четырехсот лет, обеспечив своими благородными принципами постоянную заботу о детях и не ограничиваясь гарантиями прав ребенка после его появления на свет, но, гарантируя ему права еще до того, как он рождается.

Глава 1. Семья и семейные отношения

Семья и семейные отношения

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная задача, решаемая обществом и семьей. Как мы знаем, семья является первичной ячейкой общества. Родители оказывают многостороннее влияние на формирование личности ребенка. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому родителям следует помнить, что воспитание ребенка и организация его жизни начинается, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создание высоконравственных отношений.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам её, разделяет общие заботы, выполняет определенные обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования личности ребенка.

Семьи существуют разные по своим религиозным принадлежностям. Рассмотрим семью в исламе.

Семья в исламе

Ислам проявляет заботу о ребенке не только со дня его появления на свет, но думает и заботиться и о тех, кто ещё не родился, планируя будущее детей, когда о них ещё только мечтают. Стоит будущему отцу только подумать о браке, а ислам уже намечает для него вехи его пути. Устройство семьи в исламе удивительно, ей придается большое значение и отводиться высокое место. Вот почему ислам должен корректировать первый шаг в устройстве семьи. Заключение брака является первым шагом в построении семьи, и внимание ислама к этому шагу обеспечивает стабильную, приятную и счастливую жизнь людей в последствии.

Внимание, проявляемое исламом к ребенку ещё до его рождения

Ислам проявляет заботу о ребенке не только после его появления на свет, но и до того, как он сформируется или даже будет зачат. Так, например, ислам велит мужчине, желающему жениться, выбирать себе религиозную жену, так как пророк говорит: «…ищите же ту, которая придерживается заповедей религии, иначе ты потеряешь все!»

Исходя из этого, халиф Умар бин аль – Хаттаб дал на вопрос одного из своих сыновей, который спросил его: «Чего сын вправе ожидать от своего отца?»- такой ответ: «Чтобы он выбрал для него мать, дал ему хорошее воспитание и научил его Корану».

Но если ребенок, наследует какие – то особенности своих родственников, то ислам обязательно должен регулировать связи между ними, чтобы обеспечить ребенку уважение в обществе и сохранить его нравственную и генетическую чистоту, что позволит ему присоединиться к людям и обществу незапятнанным.

Любовь родителей

Ребенок является плодом любви отца и матери, а материнские и отцовские чувства являются благородными чувствами, в которых Аллах вложил милосердие и любовь и по милости Своей сделал их прочными и неизменными. Крепкая связь между родителями и детьми является одной из самых прочных и неприкосновенных связей в жизни человека, и эту связь установил Сам Аллах для того, чтобы она не прерывалась, оставалась прочной и поддерживала существование всего человечества, укрепляя собой отношения между людьми. Любовь родителей к детям столь очевидна, что говорить об этом нет никакой необходимости. Она является одним из знамений Аллаха и Его величайшим благодеянием по отношению ко всему человечеству в целом.

Ислам рассматривает семью прежде всего как первичную ячейку общества, а семья состоит из родителей и детей. В сердцах родителей скрыта такая любовь к их детям, которую ни постичь, ни измерить нельзя, так как, поистине, она представляет собой частичку милости Аллаха. Любовь родителей к детям является врожденным свойством, которое человек не может отбросить и которому не может помешать проявляться, и в силу всех вышеупомянутых причин Аллах дает человеку наставления относительно его родителей, но не дает родителям таких же наставлений относительно их детей.

Аллах вложил в само естество человека любовь и милосердие по отношению к детям, посадив в его сердце ростки возвышенных чувств, чем и объясняется тот факт, что все указания и наставления предназначаются для детей, направляя их к тому, чтобы они хорошо относились к своим родителям. Цель таких наставлений состоит в том, чтобы побуждать в детях гуманные чувства, и эти наставления, побуждающие к добру, опираются на чувства близости и любви к тем, кто стал причиной его появления на свет.

Ислам и равенство между детьми

Поскольку в Коране дети названы усладой глаз, установления ислама должны подтверждать эту человеческую черту, а равенство между детьми в том, что касается поцелуев, подчеркивается в исламе и подтверждается его высокими наставлениями.

Проявление симпатий только по отношению к одному ребенку или только к мальчикам в отличии от девочек противоречит точке зрения ислама, его правильным принципам и логике равенства, на которой основываются все его наставления. Ислам не делает никаких различий между мальчиками и девочками, ни между сыновьями и дочерьми, поскольку все они равны между собой и отличаются друг от друга только по степени уважения, которое юноша или девушка может заслужить среди людей.

Отклонение от прямого пути представляет собой отход от логики равенства, истины, справедливости, и поэтому, как уже отмечалось раньше, мы видим, что ислам велит одинокого относиться к детям, чтобы не причинять кому – нибудь из них боль и не задеть чувства других и чтобы они не затаили зла, в результате чего на смену любви придет ненависть, а место согласия займут раздоры, и все это приведет к сложностям, отклонения, психологическим проблемам и губительной изоляции, которая травмирует и убивает чувства.

Глава 2. Воспитание подрастающего поколения в исламе

Взгляд ислама на воспитание подрастающего поколения

Дети являются ростками жизни, плодами надежды и радости для людей.

Вот почему ислам обращает такое внимание на воспитание детей, стремясь к тому, чтобы они принесли обществу счастье и возвысили его. Во многих благородных аятах говориться о детях, и эти аяты направлены на охрану жизни ребенка. Они призывают к проявлению о нем заботы, намечают для него вехи пути и ведут его к тому, чтобы он улучшал жизнь. Ислам регулирует жизнь отдельного человека, семьи, общества в целом, не забывая о том, что все это тесно связанно друг с другом, и любое воздействие на одно обязательно отражается на другом. Высокое наставление ислама координируют шаги и разъясняют методы взаимодействия между отдельным человеком, семьёй и обществом для того, чтобы все это приводило к прогрессу в целом. В основе этого лежит милосердие, а достигается поставленная цель через взаимное сочувствие, любовь и веру. Таким образом, в этом отношение ислам определил все прочие попытки исправления личности, семьи и общества в том смысле, что он сочетает между собой все шаги в этом направлении и уравновешивает их.

Ислам начинает с подготовки отдельного человека, рассматривает его в качестве одной из первичных ячеек, из которых складывается семья, общество и народ. Отдельный человек является основополагающим элементом, и из таких элементов складывается большое здание развивающегося и гуманного общества. Каждый человек сначала является ребенком, и ты можешь сформировать его систему ценностей и понятий, как тебе будет угодно, привив ему гуманные принципы и достойные нравственные качества. Если его формирование отличается вышеупомянутой упорядоченностью и соответствует правильным образцам, то и семья, являющаяся обществом в миниатюре в полном составе, живет и развивается правильно, в результате чего общество и народ, состоящие из семей и отдельных людей, которые взаимодействуют между собой, становятся сильными и опираются на надежные основы.

Несмотря на то, что в результате глубоких исследований психология получила возможность направлять поведение человека, а ученые написали множество трудов, посвященных проблемам различных периодов детства и способам воспитания, ислам определил их во всех областях науки о формировании и развитии человека в течение всей его жизни.

Ребенок и общество

У каждого человека жизнь проходит в обществе. Поэтому учить ребенка общаться с другими и уважать их, а также объяснять, как нужно вести себя среди людей – очень важно. Родители не должны жалеть сил, растолковывая, какие слова хорошие, какие слова плохие, какие навыки красивы, а какие – некрасивы. Ребенок каждый день общается с разными людьми, слышит разные слова, некоторые слова повторяет, кого – то изображает. Нужно обратить внимание на речь ребенка, она должна быть чиста от ошибочных и некрасивых слов.

Также в это время особенно важно воспитать любовь к родному языку, языку матери. В ребенке должна быть любовь к родному языку, он должен гордиться им. Он должен чувствовать красоту и гармонию родного языка. Где бы он не был, если он услышит родной язык, это сильнее повлияет на него, чем хорошая музыка. И пусть он считает для себя счастьем разговаривать на родном языке.

Для того чтобы разбудить в ребенке ненависть к плохим обычаем и любовь к хорошим обычаям, полезно читать воспитательные рассказы, написанные специально для детей, красивые сказки, потому что в детские годы услышанное, прочитанное остается в памяти. Благодаря этим рассказам, во – первых, воспитываются красивые качества, во – вторых, будят в ребенке любовь к родному языку и национальной книге. Для становления в будущем ребенка как обладателя многогранного таланта, а также для того, чтобы он был патриотом своей нации, необходимо, чтобы он много читал книги.

Невозможно воспитать в ребенке, душевную любовь к книгам, если он целыми днями смотрит по телевизору «Микки Маус» и т.п.

Пророк Мухаммед сказал: «Мусульманин – это тот, кто не обид ни языком, ни рукой, ни деянием другим». Чтобы ребенок обладал этими качествами, нужно воспитать уважение к другим. Уважать окружающих, быть милосердным к бессильным, слабым, уметь разделить горести человека – это все начинается от повиновению Аллаху. Если муж и жена, работник и хозяин жалуются друг на друга, значит, в них не воспитали чувства уважения к другим.

Ребенок с малых лет должен относиться к каждому взрослому мужчине – как к отцу, к каждой женщине – как к матери, к девочкам – как к старшим и младшим сестрам, к мальчикам – как к старшим и младшим братьям, к другим – как к самому себе. Пророк Мухаммед сказал:» Мусульманин не будет мусульманином до тех пор, пока не пожелает другим того, что желает себе самому». Нужно объяснить ребенку, что заботиться о других – это значит заботиться и о себе, уважение к другим – это уважение к себе. В это время очень важно, как ведут себя родители, воспитатели, учителя. Если сказанное тобою не соотносится с делом, это, без всякого сомнения, воспитает в ребенке двуличие. Кем бы не был воспитатель ребенка, если он «артист», а чистосердечный, искренний человек, то он достигнет лучшего результата.

Хорошо было бы, если мужчины, молодые парни смогли видеть в женщинах своих мам, сестер. Современное воспитание, фильмы, к сожалению, учат смотреть на женщин как на объект удовлетворения плотских желаний. К этой мысли толкают и сами женщины, которые не умеют подобающе одеваться и не умеют правильно вести себя в соответствующих рамках; это является началом многих бед и распутства. Дети без отца, униженные девушки, проститутки – не результат ли этого? И поэтому, как считают мусульмане, если научить мальчиков уважать девочек, а девочек – скромности и этике поведения в нашем обществе, - эти печальные явления намного уменьшаться.

Чтобы ребенок был великодушным, доброжелательным, важно обучать познавать Аллаха и любить природу. Уважение к другим начинается с воспитания уважения к родителям и к учителям – наставникам.

Сегодня многие родители, чтобы было легче ребенку, берут всю работу на себя, таким образом, хотят приобрести уважение ребенка, но это ошибочное мнение. Наоборот, если родители будут говорить ребенку: «Если ты поможешь – мне так приятно, если бы не было тебя, мы не смогли бы закончить эту работу, у меня уже силы кончаются, я нуждаюсь в твоей помощи», - в таком случае они научат его с маленьких лет находить радость в помощи родителям; так будет лучше. Ребенок, взрослея, должен понять, что у него растут силы, а у родителей силы и возможности уменьшаются.

Ребенок должен уметь уважать и себя. Никогда нельзя унижать его, говорить ребенку:»Ты не способный, растяпа, ничего не умеешь делать». Нужно постоянно говорить: «Я в твое время и такого не умел делать». У ребенка должна расти вера в самого себя. Нет не способных детей.

Очень важно воспитать уважение к труду и простому рабочему человеку. Сегодня в нашем обществе утвердился унизительный взгляд на физическую работу – широко распространенное убеждение, что это занятие для людей с пониженной умственной способностью. Но богатство страны – это результат честного труда. Ребенок должен расти, смотря с восхищением и уважением не только на героев фильмов про боевиков, но также и на простого рабочего человека

Если Аллах дал ребенку способность в какой – то области, то увидев это, важно усилить эту способность и объяснить, что он способный и нужный обществу человек. В большинстве случаев мы, не обращая внимания на способности и мысли ребенка, хотим, мучая, воспитать личность в той области, которая не подходит для неё, но это известно, рождает в ребенке чувство унижения и бездарности.

Знание истории своего рода, знание его успехов и неудач, а также знание того, по какой причине некоторые стали знаменитыми, а некоторые погибли, - это все помогает планировать ребенку будущее. Он стремиться быть на кого – то похожим.

К сожалению, сегодня в нашей стране авторитет мужнин в семье понижается. Одна из множества причин этого – одинаковое воспитание вместе мальчиков и девочек. Очень важно давать им раздельное воспитание после 12 лет, потому что в жизни их обязанности, данные Аллахом, разные. Наличие у мальчиков качеств девочек, а у девочек качеств мальчиков вредно для общества. Причиной распада многих семей является исчезновение гармонии, данной Аллахом, в деле воспитания. Скажем, слова предупреждения и похвалы часто у мальчиков заходят в одно ухо и выходят из другого. А девочка эти слова может сохранить в своем сердце и поранить его. А в классе одними и теми же словами хвалим и оскорбляем одного перед другими. Сколько вреда приносит это психике девочек. Давая одинаковое воспитание львам и оленям, невозможно достигнуть хорошего результата.

Воспитатель – родитель ли он или учитель – не должен стремиться к созданию у мальчиков и девочек одинакового характера, а наоборот, обязан обратить внимание на повышение качеств, которые свойственны каждому отдельно. Часто слышим вопрос: где вы настоящие мужчины? Не очень легко стать настоящим мужчиной тем мальчика, которые воспитываются женщинами - учителями среди девочек.

Обычно говорят, что в семье главный воспитатель – мама. Какова же роль мужчины в воспитании? Мужчина воспитывает личным своим примером. Перед глазами ребенка отец должен быть защитой, опорой семьи, кормильцем семьи, преодолевающим трудности, хранителем семьи, умеющем отвечать за свои слова и поступки. Мать обязана воспитывать в детях уважение к отцу. Ребенок, который не смог получить такого воспитания, не сможет быть настоящим мужчиной.

Ребенок как объект воздействия врожденных свойств и приобретаемого человеком извне и ответственность родителей

Прежде чем разъяснять, какое отношение установления ислама имеют к воспитанию подрастающего поколения, нужно прежде сказать следующее: есть люди, считающие, что ребенок является добрым по самой своей природе. Имеется в виду, что в нем от рождения заложено доброе человеческое начало, которое всегда будет присуще ему и которое он может утратить в силу определенного воздействия на его свойства и его природу. Есть и такие, которые считают, что ребенок приходит в этот мир лишенным каких бы то ни было качеств и врожденных свойств, в потом постепенно приобретает эти качества; под влиянием своего окружения и под воздействием родственников и общества в нем могут постепенно формироваться характерные для этого общества черты и реакции, что продолжается до тех пор, пока, они не станут его характерными особенностями. Независимо от того, кто из них прав, в обоих случаях вполне можно допустить, что общество, в котором живет ребенок, оказывает большое воздействие на его характер, нравственные качества и привычки. Но прежде всего ребенок испытывает влияние родителей, с которых во всем берет пример, и поэтому родителям следует показывать своим детям только хороший пример в словах и делах.

Таким образом, можно определенно заявить, что прежде всего врожденные свойства, а потом окружающая среда оказывают наибольшее влияние на формирование ребенка, благодаря которому он может принести пользу своей родине и своему обществу. Вот почему указывается на то, что система воспитания ислама применяется не только с первого дня жизни ребенка. Ислам проявляет заботу о нем еще до его рождения, а именно – с того момента, когда у человека возникает мысль о создании семьи.

Ислам обращается к родителям со своими высокими наставлениями, веля им уделять своим детям как можно больше внимания, что подразумевает следующие:

Любовь – это духовная связь, объединяющая в благом всех людей, но особенно ближайших родственников, а кто может быть ближе ребенка, который является для человека самым дорогим;

Милосердие – сильное человеческое чувство, объединяющее между собой людей и побуждающее их к благу и человечности;

Выполнения обещания , данного родителем ребенку, что является выражением подлинных чувств, а также нравственной обязанностью, выполнения которой требует религиозные установления, однако особенно необходимо это, когда дело касается ребенка, ведь это поможет ему на всю жизнь усвоить хороший урок и вызовет чувство уважения к родителям.

Воспитание в детстве необходимо для того, чтобы приучить ребенка к похвальным делам и помочь ему выработать достойные нравственные качества.

Воспитывая детей, мы готовим для жизни хороших членов общества, что является целью исламского воспитания и ислама вообще. За это ждет награда, и в этом отношении исламское воспитание определило все другие попытки, имеющие отношение к воспитанию молодого поколения, ведь ислам связывает воспитание с наградой родителям, чтобы это послужило стимулом для хорошего воспитания детей.

Ислам и приучение ребенка к самостоятельности

Давая родителям наставления относительно их детей и побуждая их следить за их воспитанием, ислам вовсе не стремиться к подавлению воли ребенка и к тому, чтобы за него думали его родители, которые стали бы регулировать его жизнь, следить за его делами и работать ради него и его будущего, тогда как ребенок только находился бы у них на иждивении. Цель ислама состоит лишь в осуществлении родителями контроля за поведением ребенка, чтобы он не впадал в различные отклонения и сомнения, а его личность не испытывала никаких потрясений в этом большом мире. Что касается опеки, которую велит осуществлять ислам, то она сводиться к заботе о ребенке, что следует осуществлять незаметно от него.

Возможность ребенка высказывать свое мнение независимо от того, каким бы глупым, наивным или далеким от истины оно не было, или учет его мнения при рассмотрении различных вопросов, разъяснение ошибочности его мнения, высказывание правильного мнения отцом или матерью – все это заслуживает внимания, так как способствует дальнейшему формированию ребенка и указывает ему правильное направление. С учетом этого можно достичь в воспитании детей нескольких целей:

А) приучить его высказывать свое мнение по различным вопросам и научим его замечать трудности заниматься ими;

Б) с помощью разъяснения ошибочности его мнения по различным вопросам и научим его думать над формой выражения его взглядов при принятии решения;

В) выражение своего мнения взрослыми и разъяснение его правильности также заставляет его думать над тем, как следует принимать решения;

Г) ребенок привыкает к свободному и спокойному обсуждению различных трудных вопросов, в результате чего он не опускает руки, когда приходит время их решать, и ему следует разъяснять, что является правильным, а что ошибочным;

Д) благодаря этому готовим ребенка к его будущему и борьбе с теми трудностями, которые его ждут;

Е) с помощью этого мы не даем ребенку превратиться в бесполезное существо, у которого нет собственного мнения, и приучаем его к тому, чтобы трудности не становились для него неожиданными и ужасными настолько, чтобы он сбился с пути, потерялся и был погублен чем – нибудь страшным.

Так же в процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Религиозный. Здесь подразумевается приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.

Иман– это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и все плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.

Принципы щариата– это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышнем Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.

Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: «Все дети рождаются в «фитре» - родители их делают христианами, иудеями или многобожниками». Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листу бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.

2. Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально – нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.

В результате нравственного воспитания, ребенок, растущий с верой в Аллаха воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально – нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

3. Физический. Задача этого аспекта заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.

Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха сказал: « Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый». Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный. Эта сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанностей людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка Всевышний говорит: « Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?». Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай».

5. Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

При правильном психологическом воспитании ребенок становиться неуязвимым к ненависти, завести или неприязни и лишается чувства страха перед кем – либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.

6. Социальный. Задача этого аспекта – приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установление социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом. «… поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя.»

7. Половой. Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросах, связанных с браком.

Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания – прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а так же его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.

Таковы некоторые аспекты исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворительность и эффективность.

Ислам и обучение ребенка

Ислам побуждает к приобретению знаний и обучению, а поиски знания являются обязанностью каждого мусульманина и мусульманки. То общество, члены которого воспитываются сознательными, знающими, следующими правильным путем и культурными людьми, является такое общество, благодаря которому развиваются его члены и которое развивается благодаря своим членам, и поэтому исламское воспитание направлено на обретение знания, приносящего пользу отдельному человеку, счастье обществу и миру всему миру. Вот почему в качестве выкупа некоторым людям, захваченным в плен в битве при Бадре, было предложено обучить чтению и письму по десять мальчиков из числа детей мусульман.

С точки зрения ислама, обучение не должно ограничиваться ни каким – то отдельным пунктом, ни определенной книгой или сочинением, но охватывать весь круг познаний человечества, а также все то, что способны постигать чувства и разум. Прекрасен наказ, который дал Умар бин аль – Хаттаб, сказавший: «Учите ваших детей плавать и стрелять из лука и велите им, чтобы они вскакивали на лошадь одним прыжком». В те времена арабы всю жизнь упражнялись в стрельбе из лука и верховой езде. И всем этим начинали заниматься с самого раннего детства, воспитывая тем самым мужество и смелость у ребенка.

Таковы мудрые установления ислама, направляющие ко всему тому, что приведет всех к успеху. Сколь мудры эти наставления и как возвышенны их цели, особенно в том, что касается детей, являющихся самым дорогим в жизни. Все это позволяет ощутить полноту и благо жизни, к которым все стремятся. Праведный сын является продолжением жизни своего отца, одним из плодов своего общества и надеждой своего народа. И прав был Умар бин аль – Хаттаб, который сказал: Да не воспитает Аллах того, кого не воспитал шариат».

Ребенок и духовное воспитание

Необходимо ознакомлять ребенка с самим собой с духовной стороны. Человек не состоит только из тела. У человека есть и тело, и разум. Что такое душа, откуда пришла, куда пойдет? Объяснять все это очень важно. Если ребенок спросит: «Что такое душа?» Ему ответят: «Это твоя невидимая глазом сущность». Какова связь между телом и душой, между душой и разумом, между разумом и телом? Какая часть человека выполняет, какую обязанность, какая важнее? Какая часть вечна, какая временна? Ребенок все это должен обязательно знать. Скажем, телу нужна пища, вода, воздух, отдых, гигиена, спорт, работа и ум, а разум можно обогатить при помощи знаний и размышлений. В чем обязанность души? Как ее можно очистить? Объяснение всего этого учит ребенка жить правильно. Если ребенок не усвоит такие понятия, не сможет правильно устроить себе жизнь, в будущем жить ему будет трудно, потому что каждое дело человека должно быть направлено на заботу, воспитание тела, души, ума. Незнание всего этого сегодня, занятие людей бесполезными делами, пустая трата времени и склонность только к наслаждениями тела приводит к животному образу жизни только ради нафса. Распространение преступности, проституции, наркомании, алкоголизма, СПИДа, бессильность даже тех стран, которые имеют в своих руках половину богатства мира, укротить все это – открытый пример этого тупика.

Ключом каждого воспитания должно быть познание Аллаха и умение жить по Его законам. Какого бы только человечество не достигло уровня развития, только подчинение законам Аллаха и молодым, и старым поможет на просторах жизни найти путь и не заблудиться. Отрицание законов Аллаха приводит людей к несчастью. Отказавшийся от своей религии, человек, конечно, забудет Аллаха, и это приведет к очернению сердца и к озлоблению души. Ребенок должен знать Сущность, которая достойна поклонения. Ребенок должен чувствовать, что за свои дела он является ответственным не только перед всем человечеством, но и перед Всевидящим, Всеслышащим Аллахом.

Насколько бы этот мир ни был бы несправедливым, продажным, омерзительным, ребенок должен верить в справедливые весы, которые в руках Аллаха.

Ребенок также обязан понять, что смерть – это не вечная потеря и исчезновение, а отделение души от тела, временное разлучение людей друг от друга, переход от одного состояния к другому состоянию. Это, в свою очередь, помогает ребенку легче переносить множество бед, несчастий, сохраняя психику от стрессов, а также помогает жить, стараясь не потерять иман (веру).

Стремление к вере, стремление познать Аллаха – естественное состояние каждого ребенка. Чтобы вести ребенка по этому пути и воспитать согласно этому правилу, не требуется слишком много сил. Но влияние противоположного воспитания, которо6е длиться 70 лет, сегодня, к сожалению, ставит преграду перед этой истиной дорогой.

Заключение

Проанализировав литературные источники, и проведя беседу с имамом мечети, я смогла глубже рассмотреть воспитание в мусульманской семье с нескольких её сторон. Мы видим, что воспитанию детей начинают уделять внимание задолго до рождения ребенка. Ребенок не сможет быть достойным членом общества если у него не достойные родители. Именно родители своим примером прививают ребенку хорошие манеры и помогают тем самым найти свое место в обществе.

Каждый ребенок в семье имеет свои права и обязанности, разница в этих правах и обязанностях только из – за разного пола. То что может мальчик не может девочка и наоборот. Родители не выделяют не одного из детей, они все равны. В семье их учат соблюдать и оберегать традиции и обычаи, которые передаются то отца к сыну, от матери к дочери. Дети высоко чтят своих родителей, старших, сестер, братьев.

Как мне кажется, дети, воспитанные в мусульманской семье, а именно в семье соблюдающей все традиции, более нравственно устойчивы. Возможно, и нашему современному обществу не повредили бы, а помогли бы некоторые методы мусульманского воспитания.

Приложения

Приложение 1

Пример воспитания в одной мусульманской семье.

Семья Б., отец семьи занимает высокий пост в администрации президента Башкортостана, мать домохозяйка. Они имеют двух детей – мальчика 17 лет и девочку 13 лет.

В семье воспитанием в большей мере занимается мать. Но и отец вносит свой вклад. Мать девочку учит ведению домашнего хозяйства, к сохранению домашнего очага, дает наставления на будущее относительно уважительного отношения к будущему мужу, к его родителям, к его братьям и сестрам. Мальчика отец готовит к тому, что он будет кормильцем и главой семьи.

В обоих детях воспитывается уважение и почтение не только к старшим, но и ко всему обществу в целом. Им прививается любовь к исламу, к Корану. И примером для детей являются их родители, на их делах и поступках дети учатся в сему этому. Дети учатся в татарской школе. Так как в исламе приветствуется раздельное обучение, мальчики и девочки обучаются отдельно.

Так же строго подходят к вопросу о женитьбе и замужестве. Если мальчик может выбрать себе жену сам (но прислушиваясь к мнению родителе), то дочери мужа выбирают родители. И это спокойно принимается детьми, ведь родители желают только добра.

Когда же приходят гости, женщины не садятся за один стол с мужчинами, а нередко даже в одной комнате не находятся. Женщина должна быть одета и вести себя по законам писанных в Коране. Посещение мечети регулярное и приносит удовлетворение. В семье так же строго соблюдаются все посты и праздники.

Приложение 2

Статья Джафара Фейзрахманова

«Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит, добропорядочных детей»

Каково понимание морали и нравственности в мусульманской семье? Мусульманская вера, как и другие мировые конфессии, призывает не убивать, не грабить, не причинять зло другим людям. Все беды, ошибки в воспитание ребенка заключаются не в принадлежности к той или иной религии, а в окружении ребенка – семьи, детского сада, школы, двора.

Хочу подчеркнуть, что формирование духовного мира ребенка начинается с создания семьи – его отца и матери. Почему? Потому что условия создания брака перед Всевышнем должно быть дозволено с точки зрения шариата -законов исламской религии. После создания такой семьи дети в нем считаются законнорожденными.

Сама обстановка в семье верующего создает определенные условия для религиозного воспитания ребенка. Чем это мотивируется? Соблюдением обрядов: молений, отношениями между родителями, между старшими и младшими, отношением к окружающим. Все это создает определенный фундамент для формирования детского мировоззрения и его дальнейшего развития как личности.

Особое внимание уделяется веротерпимости, поскольку мы живем в много конфессиональной стране. Ребенок общается с представителями разных последователей других религий. Поэтому уважение к представителям иных конфессий и национальностей является важным фактором в воспитании.

В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери. Это большое доверие для женщины и одновременно большая ответственность перед Всевышнем за воспитание верующих детей. Если они будут придерживаться своей религии и выполнять нормы Ислама, мать получит от Создателя вознаграждение. Именно поэтому в хадисах (изречениях Пророка Мухаммада) сказано: «Рай находится под ногами вашей матери» и «Если вас одновременно прозвали мать и отец, сначала подойдите к матери». Это ещё раз доказывает уважительное отношение к женщине – материи.

Ошибочное представление, будто мусульманская женщина все основное время проводит на кухне и в детской. Любящая мама и хорошая жена – всеми уважаемая личности в мусульманском обществе.

А Что же отцы? Они обязаны обеспечить материальную сторону для собственной семьи, оказывая помощь жене в ведении хозяйства.

Все вышесказанное имеет огромное значение для воспитания ребенка. Он видит, что в семье должно быть уважительное отношение не только к родителям и старшим, но и к сестрам и братьям.

Прививать любовь к религии надо как можно раньше, ведь молиться можно везде, где есть чистое место. Очень важно доходчиво объяснить ребенку о существовании Единого Создателя и поклоняться Ему. Судьбоносно при воспитании малыша научить его совершать пятикратные моления. При этом следует сделать так, чтобы выполнение норм религии не превратилось в обузу, а стало добровольным и приятным исполнением обрядов. Значимым элементом является научить малыша читать молитву перед сном и поутру, до и после приема пищи. Научить детей быть благородным к родителям, ко Всевышнему Создателю.

В исламе важную роль играет приобщение ребенка к посту. Суть соблюдения поста – не только воздержание от пищи и воды. Это прежде всего моральная и духовная чистота последователя Ислама.

Хочу заметить, что философия исламского воспитания – это формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для государства граждан. Именно поэтому в мусульманских семьях воспитанию детей отводится главенствующая роль.

Библиография

1. Валиулла хазрат Ягъкуб. Ребенок мусульманина. О воспитании. Казань: «Иман» 2005.

2. Д-р аль – Хусейни Абд аль – Маджид Хашим, Д-р Са- да Абд аль Максуд Заллям. Уделение внимания детям в исламе. Казань: Изд – во «Дом печати».2004

3. Шейх Абд аль – Муизз аль Джаззара. «Наши дети и мы». Казань 2004

4. Владимир Абдулла Нирша. «Дети наше будущее». М: 2003

5. www.referat.ru«Дети и ислам»

6. Б. и Л. Никитины. Мы, наши дети и внуки. Петрозаводск «Карелия»1990

7. Л. Ф. Островская. Педагогические знания – родителям. М:1983

8. статья Джафара Фейзрахманова. Воспитание семьи и детей у мусульман

Страница 2 из 3

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России является методологической основой реализации в общеобразовательных учреждениях Федерального государственного образовательного стандарта. В ней прописаны характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, система базовых национальных ценностей. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Усвоение и принятие детьми базовых национальных ценностей мы рассматриваем в рамках модуля «Основы исламской культуры».

Главной ценностью для мусульманина является его семья, так как ислам – это не просто вероисповедание, а образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей. Исламские традиции воспитания основаны на любви, постепенном усилении самодисциплины и ответственности, родительском руководстве, которые учитывают интересы ребенка, уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи, разумные рамки поведения и, наконец, справедливое использование поощрений и наказаний в воспитательных целях .

Эта система существует более девяти веков, и определяет особенности воспитания. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

  1. 1. «Отношение родителей к детям». Дети для мусульман чрезвычайно желанны и любимы, они считаются драгоценным даром и доверием бога. Рождение детей считается желательным и поощряемым, является результатом универсального человеческого стремления, берущего начало в инстинктивной любви маленького ребенка к младенцам и куклам. Для мусульманина или мусульманки их ребенок - это бесценное сокровище, божий дар. Материнская роль мусульманской женщины признается самой важной и ответственной ее обязанностью. Материнство обеспечивает ей высокий статус и положение в обществе .
  2. 2. «Отношение детей к родителям». Воспитание любви и уважения к родителям, как главное и важнейшее человеческое качество - формируется с первых дней жизни ребенка. Важно осознать, как понимается любовь в исламской семье.
  3. 3. «Отношение детей к родственникам». Мусульманин не ограничивается проявлением доброты по отношению к своим родителям, жене, детям, он точно также относится и к своим родственникам, поддерживая с ними крепкие родственные связи. В Коране проявления доброты, уважения к родственникам на шкале семейных отношений ставятся на второе место после родителей. Это соответствует природе человека, который склонен проявлять доброту, заботу, уважение по отношению к близким. Основа социальной солидарности закладывается в семье, а потом уже распространяется на все общество. Разрыв связей с родственниками является большим грехом. Объясняется же это тем, что причиной разрыва родственных связей является несправедливость, которая порождается завистью, высокомерием, элементарным невежеством. Пророк Мухаммед поведал, что Аллах сказал: «Я сотворил родственные связи, и я награжу того, кто станет их поддерживать, а того, кто будет их порывать, я отделю». Эти слова указывают на то, что те, которые стремятся сохранять родственные связи, получат награду и почет, а другие окажутся униженными и злосчастными. Хадис: «Не отдаляйтесь друг от друга, ибо отбившуюся от стада овцу уносит волк».
  4. 4. «Отношение к старшим». Разговаривая со старшими, никогда нельзя повышать голоса. Не начинают говорить первыми в их присутствии, не спорят с ними, никогда не отказываются выполнить какую-либо просьбу. Не принято сидеть, если взрослые стоят. Хадис: «Пока человек помогает своему ближнему, Аллах помогает ему». Основная тема всех религий – дети, воспитание. Воспитательный потенциал ислама огромен. Священный Коран – это настольная книга воспитания, хадисы - это изречения пророка Мухаммада. Нравственный долг мусульман исполнять заповеди милосердия, законы справедливости, прописанные Кораном. Мухаммад проповедовал честность и искренность в поступках. Об этом говорят следующие хадисы: «О, купцы! – ложь и обман сродни торговле. Очищайте же ее милостыней, отдавайте сколько-нибудь на дело милосердия, не пользуйтесь нуждою другого, чтобы купить у него за бесценок. Лучше избавить его от нищеты» . «Сильный человек не тот, кто победил соперника, а тот, кто, разгневавшись, смог обуздать свой гнев».

Вопрос: Хочется уточнить момент: мы должны начать относиться к детям как ко взрослым [относительно соблюдений религии], когда они достигают возраста 7 лет, и быть мягкими [не требовать], а уже с 10-ти лет начинать требовать с них? Например, моя дочь, которая приближается к семилетию (по лунному календарю) должна начать носить хиджаб, но в то же время я не должна расстраиваться, если она не делает этого до 10 (лунных) лет? Так ли?

Ответ: Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим - на том!

Всевышний Аллах сказал в Коране:

«О вы, которые уверовали! Охраняйте себя и своии семьи от огня, топливом для которого являются люди и камни» (66:6).

После семи лет

Когда детям исполняется семь полных лунных лет, становится обязательным для их родителей или опекунов обучать их выполнению предписаний религии, таких, как молитва и пост (если они в состоянии). Их также следует воспитывать так, чтобы они выполняли важнейшие сунны, например, использование мисвака и посещение джамаат-намазов (для мальчиков). Если необходимо, то методы могут быть жёсткими; если дети не слушают без каких-то угроз, то надо применить эти угрозы, однако они могут быть использованы только в случае необходимости 1 . Это больше, чем просто мягко им что-то рекомендовать. Смысл в том, что детей надо приучать ко всему заблаговременно: неверно, будет слишком резко с вашей стороны взвалить на них все религиозные обязанности, когда они станут мукалляфами. К моменту достижения зрелости они уже должны совершать то, что от них требуется.

В идеале

Если родители заботятся о том, чтобы дать хорошее воспитание детям, устроив им такую атмосферу, которая привлекает их к религии, то дети будут с удовольствием выполнять религиозные обязанности - и нужен будет лишь небольшой толчок (поощрение) со стороны родителей для того, чтобы они начали молиться, поститься и носить хиджаб, например.

Зачастую всё, что требуется, - это купить девочке новый молельный коврик или платок и сказать ей, что это подарок, и она будет с нетерпением ждать возможности надеть свой новый красивый хиджаб или расстелить красочный коврик и молиться на нём так же, как делает это вся семья. Если её мама придает большое значение религии и другие женщины и девочки, которых она знает, соблюдают Шариат, она захочет походить на них.

Хорошее общество - это очень важно: родители должны приложить усилия к тому, чтобы у детей были хорошие друзья-мусульмане. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал истину: «Человек - на религии своего друга, смотрите внимательно, кого вы берёте в друзья» 2 .

После 10 лет

Прежде чем ребёнку исполнится полных 10 лунных лет, родителям не разрешается использовать телесное наказание, чтобы заставить детей выполнять предписанное. После исполнения 10 лет родители получают это право.

Однако надо отметить, что Шариат не уполномочивает родителей бить ребёнка. Пророк сказал: «Кто лишён мягкости (рифк), не может быть до конца благонравным» 3 , - и, конечно же, он сам ни разу не ударил никого из своих детей или жён. Ударить - это самая крайняя мера, разрешённая лишь при определенных обстоятельствах. В преобладающем большинстве случаев возможно добиться своей цели другими средствами (не прибегая к силе). Нужно помнить следующее:

1) Нельзя бить сильно. Если ребёнок будет слушаться, только если его сильно ударить, всё равно нельзя бить сильно.

2) Цель этого - заставить ребёнка выполнять религиозные обязанности. И поэтому не дозволено бить ребёнка, если он после битья всё равно не слушается.

3) Не дозволено ударить, если вы боитесь, что ребёнок в результате этого убежит и потеряется. Что касается людей, живущих на Западе: если человек боится что, если он ударит ребёнка, это приведёт к тому, что ребёнка конфискует какая-нибудь организация, то тогда тоже не разрешено ударить.

4) Согласно Рамли, не дозволено бить ребёнка, для того чтобы заставить его делать что-то, что является сунной (например, сивак или участие в джамаате), к этому можно прибегнуть, только чтобы заставить его делать фарз 4.

Дети - это ответственность

Дети-мусульмане, растущие в западном обществе, нуждаются в особо пристальном воспитании. К сожалению, зачастую единственное исламское воспитание, получаемое ими, - это то, что они по воскресеньям посещают мечети или медресе, где их заставляют молча сидеть (зачастую под угрозой наказания), несмотря на то что они умирают от скуки. И если в их памяти это запечатлеется как всё, что они знают об Исламе, то, когда они вырастут, неудивительно, что их унесёт одно из неисламских течений, которые окружают их со всех сторон.

Родители должны воспитывать своих детей так, чтобы они любили свою религию и своего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). А любовь можно привить только в атмосфере любви.