Графическое рисование по клеточкам. Графические диктанты (рисование по клеточкам)

Вы находитесь в категории раскраски Графический диктант. Раскраска которую вы рассматриваете описана нашими посетителями следующим образом "" Тут вы найдете множество раскрасок онлайн. Вы можете скачать раскраски Графический диктант и так же распечатать их бесплатно. Как известно творческие занятия играют огромную роль в развитии ребенка. Они активизируют умственную деятельность, формируют эстетический вкус и прививают любовь к искусству. Процесс раскрашивания картинок на тему Графический диктант развивает мелкую моторику, усидчивость и аккуратность, помогает узнать больше об окружающем мире, знакомит со всем разнообразием цветов и оттенков. Мы ежедневно добавляем на наш сайт новые бесплатные раскраски для мальчиков и девочек, которые можно раскрашивать онлайн или скачать и распечатать. Удобный каталог, составленный по категориям, облегчит поиск нужной картинки, а большой выбор раскрасок позволит каждый день находить новую интересную тему для раскрашивания.

Графические диктанты – это интересные рисунки в тетради по схеме. Ребенок с увлечением создает образ, который должен получиться в итоге. А родители, пользуясь ими, смогут подготовить ребенка к обучению в школе и предотвратить многие трудности, которые могут возникнуть. Рассмотрим подробнее о том, что это такое.

Рисунки по клеточкам

Этой интереснейшей, захватывающей игрой, которая к тому же поспособствует развитию малыша, вы вполне сможете увлечь малыша при длительном ожидании в очереди, не дадите ему соскучиться в путешествии или просто хорошо проведете время с ним дома.

Ребенок с огромным интересом рисует в своей тетради по клеточкам. Именно это и является его главной задачей при их выполнении. Важно уметь проводить черту, следуя четкой инструкции. Результатом работы станет полученное изображение какого-либо предмета.

Польза

Графические диктанты оказывают хорошую помощь родителям и педагогам в подготовке ребенка к обучению в школе. С помощью них вы сможете помочь ему избежать трудностей, которые возникают у учеников во время обучения. Среди них неразвитая орфографическая зоркость, рассеянность, плохая концентрация внимания, неусидчивость.

Занимаясь с дошкольником регулярно, вы будете развивать внимание, логическое и абстрактное мышление, воображение, усидчивость, мелкую моторику, умение ориентироваться на листе, координировать свои движения. Вы научите ребенка правильно держать ручку и карандаш, обучите счету. Выполняя графические диктанты, малыш выучит понятия «право-лево», «верх-низ», закрепит полученные знания на практике.

Ребенок рисует по клеточкам под диктование задания взрослым. При этом он внимательно слушает, что нужно делать, т. е. учится слушать и слышать, что говорит ему взрослый, сосредотачиваться на сказанном. Эти умения являются одними из самых важных в обучении в школе.

Занимаясь хотя бы два раза в неделю, уже через 2-3 месяца вы сможете увидеть результат. Помимо этого, выполняя графические диктанты, малыш расширит свой кругозор, расширит свой словарь, узнает различные способы изображения предметов. С помощью такой игровой формы занятий ребенок сможет овладеть навыками, которые пригодятся ему для успешного обучения.

Начинать заниматься следует не раньше, чем крохе исполнится четыре года. Именно в этом возрасте уже возможно развитие мелкой моторики. Интерес к графическим диктантам проявляется не только у дошкольников, но и у подростков, которым они также окажут большую пользу.

Подготовка

Этот этап необходим в первую очередь. Он представляет собой приобретение всего необходимого для выполнения графических диктантов. Вам потребуется сборник диктантов, подходящий крохе по возрасту. Для малышей подойдут диктанты, которые содержат понятия «право-лево» и «верх-низ», без угловых передвижений. По мере взросления и освоения ребенком умения делать задание правильно, можно постепенно вводить и перемещение по диагоналям клеточек.

Сборники можно приобрести в книжных магазинах, они могут встретиться в продаже в канцелярских товарах, букинистических магазинах. Огромное количество различных графических диктантов вы сумеете найти на просторах интернета и распечатать их. А можно придумать изображение самостоятельно.

Также вам потребуются тетрадь в клетку или отдельные листы, ручка или карандаш, ластик. Готовое изображение можно раскрасить цветными карандашами или фломастерами.

Когда подобраны все необходимые материалы, которые требуются для проведения графического диктанта, нужно подготовить к нему и кроху. Для этого выучите с малышом понятия «право-лево», продемонстрируйте ему, где у листа верх, а где низ, ему необходимо понять, что значит «движение вверх» или «движение вниз». Расскажите, как необходимо двигаться ручкой, отсчитывать необходимое количество клеточек.

Как научить

Для проведения занятия необходимо хорошо подготовленное рабочее место. Стол должен иметь гладкую и ровную поверхность. Мебель должна соответствовать росту малыша. На стуле ребенок должен сидеть прямо и ровно. Необходимо хорошее правильное освещение.

Подготовьте листы с графическими диктантами. На первых порах необходимо, чтобы кроха имел перед глазами образец выполненного задания. Также перед малышом должны лежать простой карандаш и ластик. Он необходим для удаления неправильно начерченных линий и возможности продолжить выполнение графического диктанта. Также, когда вы только начинаете учить ребенка выполнять такие задания, взрослому следует делать это вместе с ним на своем листочке и поправлять ребенка, показывая и объясняя на своем образце.

Включите во время проведения занятия физминутки. Необходимо давать отдых глазам и ручкам малыша.

Приступайте к обучению. Для этого обозначьте на листе малыша точку отсчета или объясните ему, как он может это сделать самостоятельно. Расскажите ему о том, что именно с этой точки необходимо начинать движение в заданном направлении и отсчитывать то количество клеток, которое вы называете.

Теперь начинайте диктовку. У себя на листе с заданием ставьте отметку в том месте, где вы закончили. Это поможет не запутаться вам самим и не запутать ребенка.

Следите за тем, как кроха выполняет отсчет. Подсказывайте ему направление движения, если он еще путается в понятиях «право-лево». Если он допускает ошибки при отсчитывании необходимого количества клеток, то первое время делайте это вместе с ним.

Время для занятий

Этапы проведения занятий

Любое отдельно взятое занятие должно состоять из нескольких этапов его проведения. Желательно. чтобы в него входили: сам графический диктант, беседа о получившемся изображении, скороговорки, чистоговорки, загадки, физминутка, пальчиковая гимнастика. Смысловая нагрузка обязательно должна присутствовать на всех этапах его проведения, последовательность которых может быть различной.

К примеру, можно провести с ребенком пальчиковую гимнастику, проговорить скороговорки и чистоговорки. Лучше если они будут посвящены выбранному изображению. Затем вы проводите сам графический диктант.

Проведите физминутку приблизительно в середине его выполнения. После того как ребенок увидел полученное изображение, необходимо провести обсуждение. Рассказать ему интересные факты о нем, попросить его самостоятельно составить рассказ. После проведения обсуждения загадайте ребенку загадки.

Возможно проведение занятия и в другом порядке. В начале проведения проводится гимнастика для пальчиков. Затем поработайте над самим графическим диктантом с физминуткой. А затем уже необходимо обсудить детали, проговорить чистоговорки и скороговорки, отгадать загадки.

В ходе обсуждения, поясните малышу, что рисунок по клеточкам – это схематичное изображение предметов, расскажите о разнице между схематическим изображением, картинкой и фотографией. Поясните малышу, что в схематическом изображении можно увидеть особенности предметов, отличающие их от других, по которым их можно узнать. Например, отличительной чертой зайца будут длинные уши, слона можно узнать по его хоботу, жирафа – по длинной шее.

Если хотите, чтобы занятие не стало скучным, вы можете разнообразить проведение работы над скороговорками и чистоговорками. Возможно использование мяча, который ребенок будет ритмично подкидывать на все отдельные слова или слоги. Можно перебрасывать его с руки на руку. Можно прохлопать ритм скороговорки или чистоговорки. Также можете попросить попробовать выговорить скороговорку несколько раз подряд и не запутаться при этом.

Виды графических диктантов

Графические диктанты можно разделить на два вида.

  • Выполнение его под диктовку. Такой вид подразумевает диктовку порядка рисования взрослым. Ребенок воспринимает информацию на слух.

  • Выполнение по заданному порядку. Этот вид характеризуется предложенными ребенку готовыми листами с заданием, написанным сверху листа. Задания выглядят следующим образом: 2 , 2 →, 2 ↓, 2 ← (получится квадрат). Выполняет ребенок их, глядя на предложенную схему, где цифра означает количество клеток, на которое необходимо передвинуться, а стрелочка – направление движения.

По уровню сложности можно разделить графические диктанты на:

  • для начинающих;
  • легкие;
  • сложные.

Использовать для их могут как воспитатели в детских садах, педагоги в школе, так и родители в процессе домашнего обучения.

  • Подбирая задания, вам следует учитывать индивидуальные интересы своего малыша, его пол, и возраст. Для маленьких будет интересным рисование по клеточкам различных зверюшек: зайчиков, мишек, котиков. Девочки с удовольствием будут рисовать цветы или принцесс. Мальчики будут в восторге от машинок, роботов , замков, смешных человечков. Если ребенок, к примеру, увлечен игрой на музыкальных инструментах, вы можете нарисовать с ним скрипичные ключи, ноты и музыкальные инструменты.
  • Начинать следует с рисования простых геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб и пр. Помимо всей пользы от рисования по клеточкам, вы еще и выучите с малышом их названия. Для тех, кто только начинает осваивать рисование по клеточкам, подойдут простые диктанты, выполняемые одним цветом. Уровень сложности заданий необходимо повышать постепенно.

Если вы хотите научить ребенка ориентироваться в тетради, привыкнуть к работе в ней, то следует использовать именно тетрадные листы или выполнять задание в самой тетради.

  • Делайте занятия разнообразными, рисуйте с малышом тех животных, которых он еще не знает, сопровождайте рисование рассказом о них. Используйте цвета, которые малыш еще не выучил. Пусть малыш вам сам расскажет о том, какое изображение получилось. Расширяйте кругозор малыша, его словарный запас. Учите новые слова, рассказывайте о том, где и как их можно применять.
  • Не нервничайте, если у малыша не будет сразу получаться. Подсказывайте ему и немного подталкивайте к правильному выполнению задачи. Помните о том, что занятия должны проходить с позитивным настроем и в форме игры. Необходимо создание доброжелательной обстановки. Тогда ребенок будет заниматься с удовольствием.

Не перегружайте малыша. Не стоит продолжать занятие, если он устал. Лучше доделать работу позже. Не сравнивайте его с другими детьми. Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание.

Только при создании таких условий, обучение будет плодотворным и успешным, а кроха будет заниматься с удовольствием.

В следующем видеоролике представлен пример графического диктанта для ребенка, который вы можете применять самостоятельно дома.

Пример проведения занятия посмотрите в следующем видео.

Многие задания, такие как графические диктанты для детей 6-7 лет и дошкольников, развивают пространственное мышление и восприятие окружающего мира, усидчивость и внимательность, а самое главное помогают подготовить дошколят к письму и азам математики.

Графический диктант по клеточкам – это очень интересные задания, которые ребенок должен выполнить на бумаге в клеточку под диктовку. Сама методика графический диктант основана на воспитании внимания и мелкой моторики малыша. Это очень полезно развивать до того, как малыш пойдет в школу, но не страшно если ребенок уже пошел в первый или 2 класс, эти задания будут не лишним дополнением в образовании.

  • Чтобы выполнить упражнение графический диктант вам нужно приготовить образцы заданий, а ребенку лист бумаги, средство для письма (карандаш, ручка, фломастер) маленькую линейку и ластик. Карандашом пользоваться проще самым маленьким ученикам, четвертый-пятый год жизни уже подходит для подобного вида упражнений.
  • Также для дошколят можно сделать специальные листы бумаги, на которых будут большие клеточки (не стандартные по пол сантиметра, а к примеру – по 1 см) их можно расчертить заранее или распечатать. Но вот выполнять графический диктант 1 класс детишки должны на тетрадках в стандартную клетку.

У вас на листе будет изображен рисунок, это могут быть разные животные, узор или транспорт. Цель упражнения для детей повторить продиктованные вами действия, в конце которых должен получиться узор один в один с образцом.

Правила рисования по клеточкам

Задания выполняются по определенным правилам, это не математический урок, но он все же учит детей азам счета и понятиям направления в пространстве. В самом начале, вы ставите точку на бумаге на углу клеточки (это будет точка отсчета), она должна быть в таком месте, чтобы ребенок, повторяя узор смог его уместить на листке. Также эту точку ваше чадо может поставить самостоятельно, вам же следует сказать сколько он должен отступить от верха и бока листа.

Далее в вашем листе будут нарисованы стрелочки, обозначающие стороны направления пространства и цифры – указывающие сколько клеток нужно прочертить чтобы получить нужный узор. Пример: стрелочки по горизонтали «5←» – пять клеток влево, «1→» – одна клеточка вправо.

Стрелочки по вертикали «3» – три клеточки вверх, «6↓» – шесть клеточек вниз. Стрелочки по диагонали: «2↖» – две клеточки по диагонали вверх влево, «4↗» – четыре по диагонали вверх вправо, «↘» – вниз вправо «↙» – вниз влево.

Варианты графических диктантов по клеточкам

  • Диктанты могут быть простые или сложные, все зависит от уровня развития вашего чада. Так, например, диктант для дошколят должен быть совсем легкий, поскольку малыши еще только учатся держать в руках карандаши и только начинают ориентироваться в пространстве. А вот диктанты по клеточкам для детей 1 – 2 класса могут быть по сложнее и узор может быть выполнен разными цветами.
  • Упражнения могут быть написаны текстом (небольшой рассказ) или просто иметь обозначения направлений и цифры. Еще варианты диктантов могут предназначаться разным полам. Так графический диктант для мальчиков может состоять из рисунков, нравившихся мальчикам, это могут быть: робот, самолет, животные (пеликан, носорог, собака и т.д.). Тогда как для девочек картинкой может быть: цветок, кукла, кошка и т.п.

Простые задания

Простыми считаются упражнения легкие в повторении и по форме. Так к примеру, научить азам геометрии можно при помощи картинок с квадратами, треугольниками, трапециями, ромбами и т.д. Еще чтобы карапузу было проще выполнить урок, помогайте и направляйте его сидя рядом.

Если малыш путается, то подсказывайте ему, что он прочертил не туда и обязательно хвалите при правильном действии. В простых уроках линии должны быть направлены строго горизонтально или вертикально. Можете в углу листочка нарисовать подсказку, в виде стрелочек и рядом названий направлений.

Собака

Чтобы нарисовать диктант «Собака» – отступаем шесть клеточек слева от листа и шесть сверху, ставим точку, от нее начинаем рисовать :

2→, 1, 2→, 1, 1→, 5↓, 7→, 2, 1→, 3↓, 1←, 7↓, 2←, 1, 1→, 3, 6←, 4↓, 2←, 1, 1→, 3, 1←5, 3, ←2.

Разукрасьте собачку в желтый цвет, дорисуйте ей глаз, можно дорисовать пятнышки другим цветом, например, коричневым.

Робот

Отступаем сверху 6 клеток и слева – 7, от точки чертим :

1→, 1, 3→, 1↓, 1→, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 3→, 1↓, 2←, 2↓, 1→, 2↓, 1→, 1↓, 3←, 2, 1←, 2↓, 3←, 1, 1→, 2, 1→, 2, 2←, 1, 3→, 1, 1←, 1, 1←, 1.

Раскрасить любым цветом.

Робот (графический диктант по клеточкам), рисуем по клеточкам робота

Машина

Чтобы нарисовать машину – отступаем две клеточки слева от листа и 9 сверху, ставим точку, от нее начинаем :

4→, 2, 8→, 2↓, 3→, 3↓, 2←, 1, 2←, 1↓, 6←, 1, 2←, 1↓, 3←, 3.

Предложите дорисовать колеса и окна с дверьми у машинки, разукрасить в любой цвет.

Сложные задания

Сложный урок заключается в том, что рисунок по форме не простой, это уже не просто квадратики и треугольники, а полноценные графические рисунки со множеством изгибов. Еще помимо горизонтальных и вертикальных линий можете добавить диагонали.

Это достаточно усложняет процесс, и его нужно делать в случае если ребенок теряет интерес и очень быстро все выполняет. Так же можете добавлять разные цвета, т.е. одна часть рисунка чертиться одним цветом (красным), а для второй половины цвет меняется (синий или зеленый).

Ослик

Для того чтобы получился ослик нужно отступить 32 клетки слева и 2 сверху, поставить точку и начать :

1→, 2↓, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 2↓, 1←, 2↓, 1→, 5↓, 1→, 3↓, 1←, 1↓, 2←, 1, 1←, 1, 1←, 1, 1←, 4↓, 1←, 2↓, 1←, 2↓, 1←, 2↓, 1←, 2↓, 1←, 6↓, 1←, 7, 1←, 3, 1←, 1, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 6←, 1, 1←, 1, 2←, 1↓, 1←, 2↓, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 1←, 6↓, 1←, 8, 1→, 5, 1←, 1, 1←, 4↓, 1←6, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 2→, 1, 14→, 1, 2→, 1, 2→, 1, 2→, 1, 1→, 1, 1→, 3.

Раскрасить ослика в серый и дорисовать глаз.

Самолет

Попробуйте нарисовать самолетик со своим малышом, для этого пользуйтесь специальной «формулой» :

2→, 1↘, 5→, 3↖, 2→, 3↘, 4→, 1↘, 2←, 1, 1→, 2↘, 5←, 3↙, 2←, 3↗, 5←, 3↖, соединить в начальной точке. Раскрасить самолетик серым, голубым или зеленым цветом, кабину пилота не закрашивать.

Кенгуру

Итак, графический диктант кенгуру нужно начать с постановки точки отступив 2 слева и 5 сверху :

1, 2→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 2→, 1, 1→, 4, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1→, 1↓, 1←, 2↓, 2→, 2↓, 1←, 1, 1←, 1↓, 1←, 2↓, 2←, 1↓, 2→, 1↓, 4←, 1, 1←, 1, 1←, 1↓, 1←, 1↓, 3←, соединили с началом.

Разукрасить кенгуру в оранжевый цвет, дорисовать глаз.

Кенгуру (графический диктант по клеточкам), рисуем по клеточкам кенгуру

Жираф

Чтобы нарисовать жирафа нужно от начальной точки :

1↗, 2→, 1, 1→, 10↓, 4→, поставили точку, от нее 2↘, 1→, 1↓, 1←, 1, вернулись на поставленную точку, от нее 8↓, 1 влево, 5, обратно 5↓, 1←, 5, 3←, 5↓, 1←, 4, 1↙, 2↓, 1←, 2, 2↗, 1↖, 1, 1↗, 7, 1←, 1↖ и соединяем с начальной точкой.

У жирафа можно нарисовать пятнышки, и дорисовать глаз.

Рыбка

Чтобы нарисовать графический диктант рыбка – отступаем шесть клеточек слева от листа и семь сверху, ставим точку, от нее начинаем рисовать :

1→, 1, 3→, 1, 2→, 1↓, 2→, 1↓, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 1→, 1, 2→, 3↓, 1←, 1↓, 1←, 2↓, 1→, 1↓, 1→, 3↓, 2←, 1, 1←, 1, 1←, 1, 1←, 1, 1←, 1↓, 2←, 1↓, 2←, 1, 3←, 1, 1←, 2.

Разукрасьте у рыбки плавники синим цветом, дорисуйте глазик, а саму рыбку раскрасьте в зеленый или фиолетовый цвет.

Рыбка (графический диктант по клеточкам), рисуем по клеточкам рыбу

Каждый диктант открывается в новом окне. Чтобы его распечатать, нажмите на рисунок правой кнопкой мыши и выберете строчку "Печать".

Введение

Поступление в школу - важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помагают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам - очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях - графических диктантах, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.




















































Как работать с данными графическими диктантами:

В каждом диктанте даны задания для детей 5-ти - 7-ми лет.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 - 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись:

следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка - не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача - помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 - 15 минут для детей 5-ти лет, 15 - 20 минут для детей 5 - 6-ти лет и 20 - 25-ти минут для детей 6 - 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет - это правая рука, а другая рука - левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука - правая, а есть люди, для которых рабочая рука - левая.

После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант - это схематичное изображение предмета.

Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца - длинные уши и маленький хвостик, у слона - длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:
1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.
А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.

Графический диктант по клеточкам для детей в 1 классе – это занимательная, полезная и интересная игра, в процессе которой ребенок старается угадать, что же за картинка получится у него в тетради. Такой вид работы является очень популярным среди педагогов. Многие из них используют в своей деятельности пособие О.А. Холодовой «Умники и умницы», где можно встретить много таких рисунков по клеточкам. Рассмотрим подробнее.

Польза

Рисование таких узоров предлагается детям в тетрадях по математике. Для школьников эти моменты учебной деятельности интересны и воспринимаются ими с удовольствием. Первоклассникам такой вид деятельности на уроке или дома помогает в умении координировать движение рук, формировать письменные навыки. Справляясь с заданием, дети учатся быть внимательнее, развивается усидчивость, воображение, творческое мышление, увеличивается активный словарь.

Проводя линии по клеточкам, ребенок развивает мелкую моторику руки, запоминает счет в пределах 10, происходит формирование начальных математических представлений. Эта занимательная форма работы содействует развитию орфографической зоркости, способствует более легкому процессу адаптации к школе.

Эти картинки применяются и в различных методах, помогающих определить уровень развития крохи. Например, с помощью методики «Графический диктант» Д.Б. Эльконина можно выявить, насколько у малыша развито ориентирование в пространстве, умение быть внимательным, слушать и с точностью следовать инструкции, предлагаемой педагогом, работать самостоятельно под диктовку взрослого, проводить линии на тетрадном листе в указанном направлении.

Особенности проведения занятий

Подготовьте рабочее место ребенка, проверьте, что нет ничего лишнего, отвлекающего кроху от работы. Все необходимые материалы должны быть на столе:

  • тетрадь в клетку;
  • простой карандаш;
  • ластик;
  • образец выполнения или инструкция для взрослого.

Вам необходимо поставить на листочке начальную точку, от которой малыш будет начинать движение по клеточкам. Далее начинайте диктовать. Цифры в задании обозначают, на какое количество клеток необходимо двигаться, а стрелочки – направление движения. Например, обозначение 2→, говорит о том, что необходимо провести линию на 2 клетки вправо.

Речь диктующего должна быть четкой и понятной. Следите за тем, чтобы ребенок успевал за темпом вашей диктовки. В случае необходимости оказывайте ему помощь. Заниматься будет интереснее, если вы добавите в процессе деятельности загадки, чистоговорки, скороговорки, физминутки и пр.

Когда малыш увидит готовое изображение, можно провести беседу о нем, рассказать интересные факты, предложить ему раскрасить или заштриховать его.

Способы выполнения

Рисование по клеточкам для первоклашек должны быть не слишком сложными. Их можно проводить несколькими способами:

  • Под диктовку. Педагог говорит на какое количество клеточек необходимо продвигаться и в каком направлении. Ученик работает, воспринимая информацию на слух, а затем сверяет ее с образцом.
  • Можно предложить готовый узор и попросить повторить его у себя в тетради.
  • Крохе также понравится дорисовывать фигуры по симметрии. В этом случаем ему предлагается половина симметричного изображения, а вторую он должен дорисовать самостоятельно.

Какие диктанты подойдут первоклассникам

Для учащихся первого класса подойдут следующие задания:

  • Верблюд

  • Носорог

  • Жеребенок