Можайское благочиние. Воспитание детей Роль примера святых в воспитании детей

Младшие школьники с удвольствием слушают рассказы о детстве святых. С большим интересом знакмятся они с житием Сергия Радонежского. На примере жития этого святого можно учить детей терпению, старанию, послушанию,любви к родителям, любви к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета

«ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА ПРИМЕРЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ»

Пузина Наталья Николаевна, МБОУ ХМР НОШ п.Горноправдинск, учитель, ХМАО «Югра»

Аннотация

Приступая к процессу воспитания, необходимо, прежде всего, спросить себя, какова его цель. Что мы хотим получить в конечном результате? Какого человека вырастить?

Детский возраст, как учат святые отцы и, в частности, Святитель Иоанн Златоуст, характеризует тяга и любовь к святости, которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. А это значит, что если мы упустим в своей практике детский возраст, то в впоследствии человек в принципе обречен на унылое существование. Вот почему так важно обращаться вместе с детьми к житиям святых, и воспитывать на их примерах.

Сегодня во многих регионах России предмет «Основы православной культуры» (есть и другие варианты в названии предмета) уже введен в региональный компонент учебного плана. Имеются тысячи российских школ, где по просьбе родителей этот учебный предмет присутствует в расписании уроков на правах школьного компонента базисного содержания образования.

По данным социологических исследований, около 80 процентов россиян считают себя православными. Более точно интерпретируя эти данные, можно сказать, что мы живем в православной стране, где подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл и многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию, не зная того, что находиться в генетической памяти народа.

Нельзя строить будущее, не зная прошлого. Современные дети плохо знают имена и истории жизни святых и героев отечественной истории. Понимание феноменов христианской культуры как отражающих идеал святости был доступен в дореволюционной России ребенку любой среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Без восстановления в содержании школьного образования материалов, раскрывающих духовную основу русской истории, понимания в ней феномена святости невозможно решать задачи нравственного воспитания подрастающих поколений. До настоящего времени из школьных учебников дети лишены возможности узнать о духовной основе героических действий Александра Невского и Дмитрия Донского, которые являются не только русскими князьями, но и святыми благоверными Русской Православной Церкви, преподобного Сергия Радонежского, называемого игуменом земли Русской, воинов-схимников Пересвета и Осябли и других выдающихся личностей русской истории, воплотивших в своей жизни идеал святости.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

При подборе материала для занятий необходимо учитывать психологические особенности школьников.

В связи с тем, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать те события из житий святых, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию. Младшие школьники с удовольствием слушают рассказы о детстве святых. С большим интересом знакомятся они с житием Сергия Радонежского. На примере жития этого святого можно учить детей терпению, старанию, послушанию, любви к родителям (например, когда те просят его остаться дома и ухаживать за ними в старости вместо того, чтобы жить в монастыре). А любовь к животным оказалась сильнее страха и у него появился друг Миша, которому он отдавал последний кусок. И даже став игуменом, преподобный оставался таким же, каким был - тихим, кротким, работящим…

Так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа. С этой целью может быть использован прием словесного иллюстрирования.

Опорой для наглядно-образного мышления могут стать используемые для проведения урока различные репродукции, презентации, а также иконы.

Для развития словесно-логического мышления необходимо на уроках задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков. Для этого можно ставить, например такие вопросы: что побудило этого человека так поступить? К чему это могло привести?

От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России - зависит не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя - слова настойчивого, убедительного, подкрепленного личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье.

В воспитании подрастающего поколения на примере святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Они являются для нас образцом любви к человеку и в человеке. Кроме того, этот пример - надежная прививка против заражения детского сознания фетишизма и идолам либерального общества. Ведь святые - это, прежде всего, иные люди, отличные от живущих. Своей жизнью святые показали, к какой духовной красоте призван и способен человек. Кроме того, в их житиях мы находим глубоко духовное объяснение важнейшего вопроса - веры во Христа. А что может быть важнее для человека, чем жизнь по вере и совести. Закончить хотелось бы цитатой святителя Иоанна Златоуста: «Памятникам святых служат не только могилы, гробницы,… столбы и надписи но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть».

  1. Е.И. Смольникова, «Я иду на урок в начальную школу», Москва, «Знаки», 2006.
  2. Л. Л. Шевченко, «Православная культура», Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

Марина Кравцова

Воспитание детей на примере святых царственных мучеников

© ООО «Издательство «Лепта Книга», 2013.

© ООО «ГрифЪ», 2013.

© ООО «Издательство «Вече», 2013

© Кравцова М., 2013.

* * *

145-летию со дня рождения святого царя-мученика государя императора Николая Александровича посвящается

Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства.

Император Александр III – сыну Николаю

Предисловие

Выйдем просто побродить по улицам. Приглядимся к встречным людям, понаблюдаем за ними. Верно замечено многими: не уже так часто, как раньше, встретим мы сейчас женщин с колясками, с маленькими детьми. И как прекрасно в хороший летний вечер, располагающий к прогулкам, смотреть на розовощеких малышей, мелко переступающих маленькими ножками, крепко держащихся за мамину, реже папину руку. Но, порадовавшись в первую минуту, приглядимся повнимательнее. И может быть, картинка уже не покажется столь умилительной.

Крохотная девочка влезла в лужу. Рот – до ушей. Но тут же коршуном налетает на нее мама и начинает кричать так, словно перед ней – злейший враг:

– Сколько раз я тебе говорила: не смей! Непослушная! Посмотри, ты опять выпачкалась. Все делаешь наперекор старшим!

И мама, заходясь в истерике, несколько раз шлепает дочь.

Не успеешь пройти несколько шагов – другая картинка. Малыш примерно трех годков изо всех сил тянет за хвост кошку. Животное в ответ угрожающе шипит.

– Что ты, миленький, что ты! – слышится испуганный бабушкин голос. – Не трогай, киса плохая, киса укусить может!

И ни слова о том, что кисе-то, наверное, больно, что нельзя обижать никого, в том числе и кошку.

Проходит мимо семья. Ребенок заходится в реве: и это ему не так, и то не эдак. Звуки, вырывающиеся из маленького человечка, просто ужасают интонациями себялюбивой злобы. Мама и папа, совсем молодые, смущены тем, что все на улице наблюдают истерику сына, но все их усилия утихомирить разбушевавшееся чадо весьма напоминают робкие попытки провинившихся рабов утихомирить гнев владыки.

Уродство отношений… Конечно, родители не хотят уродовать души детей, но… Часто вспоминаются слова психолога Валерия Ильина: «Редко можно найти такую семью, где родители не калечат своих детей. Безусловно, несознательно. Просто потому, что в свое время их родители не научили по-другому».

Да, не могли родители родителей научить по-другому, потому что традиция доброго воспитания прервалась, когда несчастное русское общество сорвалось в пропасть безбожия.

Отношения, не основанные на заповедях Христа, рано или поздно извращаются, неся в себе болезненное начало. И если сами родители от этого заболевают по-настоящему (неврозы, сердечно-сосудистые расстройства), что же говорить о детях?! Среди родительских ошибок, которые могут стоить ребенку здоровья и не позволят ему адаптироваться в обществе, называют:

недостаточное проявление любви к ребенку;

применение угроз и физических наказаний;

несоответствие самих родителей своим моральным требованиям;

излишнюю опеку;

беспокойство, панику по любому поводу;

эмоциональное неприятие каких-то черт характера ребенка, его чувств и желаний;

неприятие пола ребенка, его внешности;

непонимание своеобразия личностного развития ребенка;

чрезмерные требования к детям;

чередование гнева, жестоких наказаний с заласкиванием;

попустительство всем прихотям и капризам ребенка;

несогласованность действий между родителями;

ссоры между родителями;

предпочтение одного ребенка другому, – диктат;

эмоциональную глухоту;

отсутствие последовательности и разумности требований.

И к сожалению, этот перечень далеко не полный.

Понаблюдав на улице живые подтверждения этим грустным выводам, приходишь домой в невеселых раздумьях. И открываешь книгу о жизни царственных мучеников с фотографиями.

От удивительных, прекрасных, светлых лиц исходят любовь и умиротворение, они вливают в душу успокоение. Святые царственные мученики – Семья. Воистину «семь Я» – полнота.

Все происходит по Божию Промыслу. Не случайно на стыке двух эпох, когда бесы людской злобы вышли из преисподней черных душ, когда Удерживающий был взят и убит, – не случайно именно этот образец святости предстал пред всеми незадолго до конца старого мира как образец святости семейной. Словно предупреждение, что главный бесовский удар обрушится на русскую семью. От безумных рассуждений – к разрушительным действиям, и вот уже семья как созидающая государство ценность сброшена с пьедестала. Теперь она кажется чем-то отжившим, ненужным, неглавным, бесполезным.

Тягу к созданию родного очага не уничтожит ничто в человеческой душе, но как извратилось само это понятие в наши дни! Примеров приводить не будем – об этом может рассказать, наверное, каждый. Мы приведем пример от обратного: что есть родной очаг, какой должна быть семья.

Когда люди говорят про святого царя Николая, что он якобы не был хорошим правителем, будучи лишь семьянином, им почему-то не приходит в голову, что настоящий христианин, будучи замечательным семьянином, не может, если он на то поставлен, быть плохим правителем. Если человек не может навести порядок в семье, как наведет он порядок в государстве? Если же он глава семьи в христианском понимании этого слова, то множеством детей – своих подданных он будет управлять разумно. Увы, из рода Романовых семья государя Николая Александровича выделялась так, как сияет яркая звезда на темном небе. У многих родственников царя Николая, обвинявших его в слабости и неумении управлять страной, в семейных делах все обстояло не слишком-то хорошо, порой доходя до открытой распущенности. Про семью же государя вспоминали так: «В наш век ослабления нравственных и семейных основ августейшая чета давала пример идеала христианской, семейной, супружеской любви, предпочитая проводить минуты отдыха в семейном кругу» (Инок Серафим (Кузнецов ). Православный царь-мученик).

«Какой пример, если бы только о нем знали, давала эта столь достойная семейная жизнь, полная такой нежности! Но как мало людей о ней подозревали! Правда, что эта семья была слишком равнодушна к общественному мнению и укрывалась от посторонних взоров» (воспитатель наследника Пьер Жильяр).

Охранник Якимов на вопрос о том, почему он пошел караулить арестованную царскую семью, отвечал: «Я не видел в этом тогда ничего худого. Как я уже говорил, я все-таки читал разные книги. Читал я книги партийные и разбирался в партиях… Я был по убеждениям более близок большевикам, но и я не верил в то, что большевикам удастся установить настоящую, правильную жизнь их путями, то есть насилием. Мне думалось и сейчас думается, что хорошая, справедливая жизнь, когда не будет таких богатых и таких бедных, как сейчас, наступит только тогда, когда весь народ путем просвещения поймет, что теперешняя жизнь ненастоящая. Царя я считал первым капиталистом, который всегда будет держать руку капиталистов, а не рабочих. Поэтому я не хотел царя и думал, что его надо держать под стражей, вообще в заключении для охраны революции, но до тех пор, пока народ его не рассудит и не поступит с ним по его делам: был он плох и виноват перед Родиной или нет. И если бы я знал, что его убьют так, как его убили, я бы ни за что не пошел его охранять. Его, по моему мнению, могла судить только вся Россия, потому что он был царь всей России. А такое дело, какое случилось, я считаю делом нехорошим, несправедливым и жестоким. Убийство же всех остальных из его семьи еще и того хуже. За что же убиты были его дети?.. Я никогда, ни одного раза не говорил ни с царем, ни с кем-либо из его семьи. Я с ними только встречался. Встречи были молчаливые…

Однако эти молчаливые встречи с ними не прошли для меня бесследно. У меня создалось в душе впечатление от них ото всех… От моих мыслей прежних про царя, с какими я шел в охрану, ничего не осталось. Как я их своими глазами поглядел несколько раз, я стал душой к ним относиться совсем по-другому: мне стало их жалко…»

А вот еще несколько воспоминаний.

Полковник Кобылинский: «Про всю августейшую семью в целом я могу сказать, что все они любили друг друга и жизнь в своей семье всех их духовно так удовлетворяла, что они иного общения не требовали и не искали. Такой удивительно дружной, любящей семьи я никогда в жизни не встречал и, думаю, в своей жизни уже больше никогда не увижу».

И. Степанов: «Трогательна была их любовь (детей. – М. К.) и прямо обожание родителей и взаимная дружба. Никогда не видел такого согласия в столь многочисленной семье. Прогулка с государем или совместное чтение считались праздничным событием».

Алексей Волков, камердинер императрицы: «Я не умею рассказать про характеры царской семьи, потому что я человек неученый, но я скажу, как могу. Я скажу про них просто: это была самая святая и чистая семья».

Святые о проблеме роли отца в воспитании ребенка.
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

От семейных проблем и кризисов не избавляют ни образование, ни материальный достаток, ни высокое социальное положение. Кажется, сейчас нет такой семьи, в которой не было бы тех или иных переживаний, связанных с воспитанием детей.

Все чаще приходится слышать жалобы родителей: «Я не справляюсь со своим ребенком, помогите!».

Ребенку всего 5-6 лет, а его родители уже бьют тревогу, свидетельствуя о своей беспомощности. Резко обостряются конфликты между родителями и детьми 13-15 лет, а также родителями и молодежью в возрасте 20-25 лет, вызванных крайне широким распространением наркомании и алкоголизма, праздного образа жизни.

Действительно, что происходит? Чем обусловлен отрыв детей от родителей?

Очень велик соблазн отмахнуться от этой темы и сказать: «Проблема отцов и детей - традиционна, она была во все времена. Стоит ли удивляться? Наши дети не похожи на нас: они иначе живут, иначе чувствуют, по-другому мыслят, слушают другую музыку и иначе одеваются. Конфликт неизбежен: мы не понимаем друг друга». В современных условиях в молодежной среде формируется стремление к оригинальности. Социальная неадекватность становится нормой, а желание эпатировать окружающих порой толкает молодежь к безнравственным поступкам. Родители разводят руками и говорят: «Мы отказываемся это понимать и снимаем с себя всякую ответственность!»

Но можем ли мы делать подобные заявления, когда наши дети в беде? Святитель Иоанн Златоуст писал: «Хотя бы у нас все наше было благоустроено, мы подвергаемся крайнему наказанию, если не радим о спасении детей. Нет нам извинения, если дети у нас развратны».

Быть может, корень конфликтных отношений с детьми в нашей позиции? Может быть, все дело в том, что мы лукавим и даже не пытаемся понять своих детей? Действительно, что делает их дерзкими, циничными, легкомысленными и развратными, что отвращает их от семьи, Церкви и Бога? Не мы ли сами? Не наши ли дела, слова и поступки? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.

Семья складывается задолго до появления ребенка на свет. Когда малыш рождается, он оказывается в атмосфере, созданной ранее его родителями. Еще находясь в утробе, ребенок откликается на все, что беспокоит его мать. Накопление этих эмоциональных следов формирует либо доверие и открытость миру, либо уход от контактов с ним; либо состояние страха и тревоги, либо готовность противостоять всему, что несет в себе сигнал опасности. Закладывание этих форм поведения определяет в том числе и духовную позицию формирующейся личности.

Если мы какую-либо семейную проблему отодвигаем от себя и не хотим решать вовремя, когда мы еще располагаем для этого временем и силами, то мы фактически перекладываем ее на плечи своих детей, только в виде уже более тяжелой ноши.

Для верующего человека главным ориентиром и опорой в различных жизненных ситуациях являются Слово Божие, пример жизни Спасителя и первых христиан. Что же говорит Священное Писание об отношениях родителей и детей?

Апостол Павел завещал детям исполнять заповеди Божии и повиноваться родителям: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 1-3). Но он видит, что этот вопрос имеет и другую сторону. Апостол требует, чтобы и отцы не раздражали детей своих. «Отцы, – говорит он, – не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3: 21).

Можно сказать, что бичом юности является уныние; упадок духа вызывают постоянные упреки, нотации и слишком строгое воспитание. Родители забывают, что все меняется и что обычаи одного поколения отличаются от обычаев другого. Слишком пристальный родительский надзор часто является оскорбительным для наших детей. Держать ребенка на коротком поводке – значит не доверять ему или не доверять своим методам воспитания. Лучше больше доверять, нежели слишком много контролировать. К тому же родители часто забывают об ободрении. Американский живописец XVIII-XIX вв. Бенджамин Уэст любил рассказывать, как он стал художником. Однажды его мать вышла из дому, оставив его присматривать за младшей сестренкой Сэлли. Он нашел пузырек туши и начал рисовать ее портрет. При этом он повсюду наставил кляксы. Когда мать вернулась и увидела царивший в комнате беспорядок, у нее хватило такта не делать ему замечаний. Она подняла лист бумаги и увидела рисунок. «Смотри, – сказала она, – это Сэлли!» и поцеловала сына. Бенджамин Уэст не раз повторял: «Поцелуй матери сделал из меня художника».

Приобщение к христианским основам воспитания избавляет родителей от склонности к «потворствованию» и «жертвенно-упрекающему» поведению. Дети, безусловно, нуждаются в родительской поддержке и защите. Чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, необязательно задаривать его игрушками. Чувство защищенности возникает у детей за счет дружеского расположения со стороны родителей и готовности понимать и принимать их проблемы на всех этапах жизненного пути. Но более всего ребенку необходимы родительская молитва и благословение. Они ограждают его от грозящей опасности и дурного влияния. По выражению Н.Е. Пестова, родительское воспитание должно приобрести «оберегающий» характер. Для этого, очевидно, требуются мудрость и рассудительность, такт и терпение, величайшая осторожность, чтобы родительская опека не превратилась в «стеклянный колпак», лишающий его личной свободы.

Воспитание ребенка – дело очень непростое и требует от родителей подвига христианской любви. Церковь учит, что, с одной стороны, ребенок - это дар Божий, а с другой, - шанс на спасение. Вместо того, чтобы обижаться и гневаться на своих детей, мы должны научиться понимать, оберегать и вдохновлять их, доверять и миловать, исправляя свою душу покаянием и молитвой. Только тогда мы духовно растем и развиваемся.

Священник Алексий Диагенов, клирик храма в честь Архистратига Михаила г. Липецка.
июнь 2013 г.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

старец Паисий Святогорец
Tом IV. Семейная жизнь

Работающая мать

Геронда, если женщина работает - это правильное

А что муж говорит по этому поводу?

Он оставляет это на её выбор.

Женщине не просто оставить свою работу и посвятить себя детям, если она получила образование до замужества. А вот женщина, образования не получившая работающая на какой-то простой работе, может оставить её без затруднений.

Геронда, я думаю, если женщина не имеет детей, то работа ей на пользу.

Что же, по-твоему получается, если у неё нет детей, то она обязательно должна заниматься профессиональным трудом? Ведь есть так много других дел, которыми она может заниматься. Конечно, если у неё дети, то лучше ей сидеть дома. Ведь в противном случае как она сможет им помочь?

Геронда, многие женщины говорят, что они вынуждены работать, потому что не сводят концы с концами

Они не сводят концы с концами, потому что хотят иметь телевизор, видеомагнитофон, личный автомобиль и тому подобное. Поэтому они должны работать, а результатом этого бывает то, что они не радеют о собственных детях и теряют их. Если трудится только отец и семья довольствуется малым, то такой проблемы не существует. А оттого, что работает и муж, и жена - якобы потому, что им не хватает денег, - семья распыляется и теряет свой действительный смысл. И что после этого остается делать детям? Если бы матери жили более просто, то и сами они не выбивались бы из сил, и дети их были бы радостными. Один человек знал семь иностранных языков, а его жена предпринимала страшные усилия, чтобы выучить четыре. А ещё она давала частные уроки и для того, чтобы быть в рабочей форме, жила на таблетках. Дети этой четы родились здоровыми, а выросли душевнобольными. Потом они стали прибегать к "помощи" психоаналитиков... Поэтому я советую матерям упростить свою жизнь, чтобы быть в состоянии больше заниматься детьми, которые в них нуждаются. Другое дело, если у матери дома есть какое-то дело, на которое она может переключаться, когда устаёт от забот с детьми. Сидя дома, мать может следить за детьми и заниматься каким-то другим делом. Это помогает семье избежать многих расстройств.

Сегодня дети "голодают" от недостатка материнской любви. Но даже родной материнский язык они не выучивают, потому что целые дни мать проводит на работе, а детей оставляет под надзором чужих - часто инородных - женщин. Дети из сиротского приюта, где среди воспитательниц окажется давшая обет безбрачия женщина из христианского сестричества, проявляющая к ним хоть немного нежности, находятся в положении в тысячу раз лучшем, чем те дети, чьи родители бросают их на попечение женщинам, получающим за это деньги! А знаете, к чему все это приводит? К тому, что если у ребёнка нет одной мамы, то у него есть целая куча нянек!

Домашнее хозяйство и духовная жизнь матери

Геронда, как домашняя хозяйка может упорядочить свои дела и заботы, чтобы иметь время и для молитвы? Какое соотношение должно быть между работой и молитвой?

Женщины обычно не имеют меры в делах. Им хочется прибавлять к своим делам и заботам всё новые и новые. Имея много сердца, женщины могли бы очень успешно вести "домашнее хозяйство" своей души, но вместо этого они растрачивают сердце по пустякам. Представьте, что у нас есть, например, бокал, украшенный красивыми узорами, полосками и тому подобным. Если бы он не был украшен этими полосками, это не мешало бы ему служить своему предназначению. Однако женщины приходят в магазин и начинают объяснять продавцу: "Нет-нет, мне нужно, чтобы полоски были вот досюда и нарисованы не так, а вот как". Ну а уж если там нарисован цветочек, то их сердце начинает просто ликовать! Таким образом, женщина растрачивает весь свой потенциал. Редко встретишь мужчину, который обращал бы внимание на подобные вещи. Будь, к примеру, его настольная лампа коричневой или черной - мужчина этого даже не заметит. А женщина [наоборот] - она хочет чего-то красивого, она радуется, отдаёт этому красивому кусочек своего сердца. Другому "красивому" она отдает другой кусочек, но что потом остаётся для Христа? Зевота и усталость во время молитвы. Чем больше женское сердце удаляется от красивых вещей, тем больше оно приближается ко Христу. А если сердце отдано Христу, то оно обладает великой силой! На днях я встретился с женщиной, всецело вверившей себя Богу. Было видно, как в ней горит некое сладкое пламя! За любое дело она берётся горячо. Раньше эта женщина была совершенно мирским человеком, но по-доброму расположена, и в какой-то момент в её душу запала искра. Все свои золотые украшения и роскошные одежды она выбросила. Сейчас она живёт с удивительной простотой! Подвизается, совершает над собой духовную работу. Какой жертвенностью исполнены её поступки! Она стала "ревновать", "завидовать" святым - в добром смысле этого слова. Знаете, сколько чёток она протягивает в молитве, такие совершает посты, сколько времени отдаёт чтению псалтыри!.. Удивительное дело! Подвижничество стало сейчас её пищей.

Геронда, одна мать сказала мне: "Я телесно слаба и очень устаю. Ни дел своих не успеваю сделать, ни времени для молитвы у меня не остаётся".

Для того чтобы оставалось время для молитвы, она должна упростить свою жизнь. С помощью простоты мать может очень преуспеть. Мать имеет право сказать "я устаю", если она упростила свою жизнь, а много трудится лишь потому, что имеет много детей. Однако, если она теряет своё время, стараясь, чтобы её дом произвел впечатление на чужих людей, что тут скажешь? Некоторые матери, желая, чтобы каждая вещь в их доме красиво лежала на своём месте, притесняют, душат своих малышей тем, что не позволяют им сдвинуть с места стул или подушку. Они заставляют детей жить по законам казарменной дисциплины, и таким образом дети, родившись нормальными, вырастают, к несчастью, уже не вполне нормальными. Если неглупый человек увидит, что в многодетном доме каждая вещь лежит на своём месте, то он придёт к выводу, что здесь либо дети умственно отсталые, либо мать, отличаясь жестокостью и деспотизмом, принуждает их к военной дисциплине. В последнем случае в душе детей живет страх, и от этого страха они ведут себя дисциплинированно. Как-то раз я оказался в доме, где было много детей. Как же радовали меня малыши своими детскими шалостями, которые разрушали мирской чин, гласящий: "каждая вещь на своем месте". Этот "чин" есть величайшее бесчинство, весьма отнимающее силы у современного человека.

В прежние времена не было духовных книг, и матери не могли занять себя, помочь себе чтением. Сейчас издано огромное количество святоотеческих книг, многие из них переведены на современный язык, но, к сожалению, большинство матерей [проходят мимо всего этого богатства и] занимают своё время глупостями или же [постоянно] работают, чтобы свести концы с концами.

Вместо того чтобы скрупулезно и схоластично заниматься домашним хозяйством - вещами бездушными - матери лучше заняться воспитанием детей. Пусть она говорит им о Христе, читает им Жития Святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души - чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно, бесшумно поможет и душам её детей. Таким образом, её дети будут жить радостно и сама она будет счастлива, потому что в себе она будет иметь Христа. Если мать не может выбрать время даже на то, чтобы прочитать "Святый Боже", то как освятятся её дети?

Геронда, как быть, если мать имеет и много детей, и много работы?

Но разве она не может, выполняя дела по дому, одновременно молиться? Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалость и она была готова рассердиться, то я слышал, как она начинала вслух молиться: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". Сажая в печь хлеб, мать произносила: "Во имя Христа и Пресвятой Богородицы". Замешивая тесто и готовя пищу, она тоже постоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящались хлеб и пища, которые она готовила, освящались и те, кто их вкушал.

У скольких же матерей, имевших святую жизнь, дети тоже были освящены! Взять для примера мать Старца Хаджи-Георгия. Подвижническим было даже молоко этой благословенной матери, питавшей младенца Гавриила - так звали Старца Хаджи-Георгия в миру. Эта женщина родила двух детей, а после они жили со своим супругом в девстве, любя друг друга как брат и сестра. Мать Хаджи-Георгия с детства отличалась подвижническим духом, потому что её сестра была монахиней, подвижницей. Свою сестру-монахиню она часто посещала и уже будучи замужем, приезжала к ней вместе со своими детьми. Отец Гавриила тоже был человеком благоговейным. Он занимался торговлей и поэтому большую часть времени проводил в путешествиях. Это давало его матери благоприятную возможность жить просто, не заботясь и не суетясь о многом , брать своего сына с собой и ходить вместе с другими женщинами на всенощные бдения, которые совершались иногда в пещерах, а иногда в разных часовнях. Поэтому впоследствии её сын достиг такой меры святости .

Благоговение матери имеет великое значение. Если у матери есть смирение, есть страх Божий, то всё в доме идет как нужно. Я знаком с молодыми матерями, лица которых сияют, несмотря на то что ниоткуда эти женщины не получают помощи. Общаясь с детьми, я понимаю, в каком состоянии находятся их матери.

Ср. Лк. 10, 41. ^
См. . - . . ". ", 6, 2001. ^

Погорелов С. Т.


З начение педагогических идеалов в воспитании подрастающих поколений трудно переоценить. Если обратиться к господствующей сегодня парадигме личностно-ориентированного образования, то в его сущности обнаруживается представление о некоей идеальной модели личности. В связи с этим возникает закономерный вопрос, а каковы же источники этих педагогических идеалов? Как они формируются? Обнаруживается, что исподволь нам предлагаются образы либеральных свобод, адекватного им образа жизни и средств формирования человека такого общества. Полноценный критический анализ последствий подобного воспитания еще впереди, но уже сегодня ясно, что оно ведет к разрыву с отечественной культурной традицией, с ценностями православного миропонимания.

О бращение к образам русских православных святых как носителям огромного воспитательного потенциала востребовано современной педагогической практикой и должно получить свое теоретическое осмысление.

К аждый человек бесконечно ценен и важен, уникален и неповторим. Это аксиома православного сознания, которая принята сознанием современного общества. Однако многие сегодня не знают и не хотят знать, что христианство, открыв в человеке личность, увидев в каждом человеке неистребимый никакими унижениями образ Божий, тем самым переменило пути человеческой истории. Христианством каждому человеку указан путь обожения, становления новым творением во Христе. Многие люди, шедшие этим путем, достигли святости и стяжали Святой Дух еще в своей земной жизни. Их героизм, духовный подвиг освещают путь другим людям и могут стать содержанием воспитания в современной школе.

С егодня, как никогда, важна просветительская деятельность среди детей и молодежи, для здорового духовного и физического развития которой необходим высокий нравственный идеал, образец, которому она может подражать. Жизнь святых угодников многие столетия являлась и в наше время является таким идеалом нравственного совершенства. Самое важное заключается в том, что противостоять идеологии общества потребления светские идеалы недавнего прошлого, обыденные нравственные нормы оказываются не в состоянии.

С исторической точки зрения Православие уже более тысячи лет назад и создало нашу страну - Святую Русь. Раскрывая значение представлений о «Святой Руси», мы понимаем ее как святыни русской земли, ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы и, прежде всего, как собор наших праведников, святых. По словам Д.С. Лихачева в понятии Святая Русь объединялось то, что «освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно...» Святая Русь созидалась людьми, истово принявшими слово Христово. Они стали на путь очищения своей души от греха, на путь стяжания Духа Святого. Слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжите Духа Святого и тысячи вокруг вас спасутся» - выражают сущность идеи святости.

С мысл обращения к русским святым в том и состоит, что именно они определяли строй мысли русского человека, формировали мироощущение гражданина Святой Руси. Своим подвигом святые помогали человеку освобождаться от греховного в себе и, обретая душевную чистоту, сделаться менее уязвимыми для искушений. Жизнеописания русских святых для современного учителя могут служить тем практическим материалом, в котором он найдет ответы на вопросы нравственного воспитания современных школьников. Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути.

В житиях святых скрыт образец решения межнациональных проблем, которые обрушились на нашу страну вместе с крушением пролетарского интернационализма. Так, среди учеников преподобного Александра Свирского были и русские, и карелы, и вепсы и многие другие. Но не было между ними национальной розни.

Д ля современной молодежи важно правильное понимание жизненной успешности. Переводя это понимание в духовную плоскость, мы можем показать, что русские православные святые были людьми в высшей степени успешными, обретали умственные и физические достоинства, даже если и не обладали ими от рождения. Они умели выстоять перед лицом вызова той современности, в которой жили, выстоять перед «духом века сего», призванного «победить мир», - победителями стали они. Обращение к истории русских святых князей, монахов, священников, простых мирян наполнит содержание гуманитарного образования исторической и краеведческой конкретностью и убедительностью.

К сожалению, бесценный духовно-нравственный потенциал жизнеописаний православных святых практически мало доступен современному школьнику. Церковные издания в основном носят репринтный характер и никак не адаптированы к восприятию современного человека. Среди них есть выдающие тексты, например, свт. Димитрия Ростовского. Но многие из книг дореволюционных церковных авторов достаточно заурядны и педагогически малоценны. В обилии тиражей морально устаревших житийных текстов сокровища русской святости оказываются спрятанными и трудно раскрываемыми для современного школьника.

О браз русского православного святого должен быть раскрыт растущему человеку, как образ духовной мощи и способности противостоять миру, а не как умилительный, принимающий смиренно все несправедливости мира в силу «пенсионной» немощи. Смирение - высшая правда христианства, но это не следствие слабости, а наоборот явление духовной силы человека. Именно в этом качестве и необходимы сегодняшним школьникам образы русских православных святых. Таким образам они захотят подражать, соотносить свою жизнь с их жизнью. Русские православные святые осознаются национальным сознанием как лучшие люди России. Школьникам необходимо показать, что они действительно лучшие по уму, по талантам, по мужеству, по человечности, по духовной силе. Таковы были Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Сергий Радонежский, Симеон Верхотурский, княгиня Елизавета Федоровна Романова и многие другие.

Н а примерах жизни святых педагог может показать школьнику красоту подвига служения Господу, Отечеству и людям. Показать, что и они сами могут строить свою жизнь в соответствии с этими идеалами, и для этого важны не какие-то выдающиеся способности или исключительные условия, а для этого надо научиться заботиться о своей душе, жить по совести и не отрекаться ради сиюминутной выгоды от образа Творца, заложенного в нас изначально.

К ак донести до подрастающего поколения то духовное сокровище, которым мы обладаем благодаря подвигу святых? Одним из перспективных в педагогическом делании путей здесь может служить обращение к воплощению образов святых в художественных произведениях. С помощью художественной литературы, художественных фильмов, основой которых является подвиг святых, можно успешно формировать в юной душе высокие нравственные качества. Любовь к Родине, уважение к старшим, забота о близких, трепетное отношение к окружающей среде, умение жертвовать собой ради высоких целей, уважение к вере отцов - все эти добродетели можно найти в каждом житии православных святых прошлого и новопрославленных святых.

В практике советской школы был накоплен большой положительный опыт патриотического воспитания на произведениях, в которых описывались героические поступки подростков в годы Великой Отечественной войны. Книги и кинофильмы героико-патриотического содержания вызывают большой интерес в детской и подростковой среде. Их волнует образ героя, посвятившего себя служению Отчизне. Многие дети на долгие годы запоминают эти образы, стремятся подражать им в своей жизни. Сетования на то, что современные подростки подражают агрессивным образам американских боевиков, не изменят ситуацию. Необходимо противопоставить им героику духовного подвига в доступной и понятной детям форме. Простой пересказ, копирующий стиль произведений XIX века, не привлекает внимания ребенка и создает невыразительный, плоский образ Православия и его святых.

М ежду тем, жизненные перипетии православных святых, близких нам по времени - это неисчерпаемый источник для создания героических образов, так необходимых современному школьнику. Лагеря, ссылки, внутренняя борьба и многое другое, выпавшее на их судьбу, не сломили их духа, показали истинный источник духовной силы. Русское Православие показало свое необоримое величие именно в период государственного атеизма, в период гонений. Твердое стояние в вере дало России и всему православному миру сонм великих святых - исповедников и новомучеников Российских.

В каждой местности есть близкие примеры новомучеников. Для нас таким образцом, который и сегодня вызывает острые переживания, может служить жизнь и смерть царской семьи, подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая, будучи сброшена в шахту и обречена, оказывала помощь страдающим рядом. Педагоги не имеют права пройти мимо, не воздав должной памяти новомученикам, не раскрыв подрастающим поколениям их подвиг.

В каждой школе необходимо собирать библиотеку о житиях православных святых, как прошлого, так и настоящего. При этом важно собирать не только церковную литературу, но и художественные произведения о подвижниках духа. Приобщившись через художественный образ к их подвигу, дети и юношество смогут в последствии обратиться и к житийной литературе, так она для них наполнится личностными переживаниями и смыслами.

О бращение учащихся к образам православных святых можно осуществлять в краеведческой работе школы. Поисковая деятельность увлекает подростков, заставляет переосмыслить услышанное на уроке, глубже понять внутреннюю жизнь человека. Встречи со свидетелями гонений, многие из которых еще живы, помогают увидеть историю не как абстрактные закономерности, а как борение человеческого духа в немыслимых порой условиях. Греческое слово «мученик» (martiros) означает «свидетель». Каждый человек - свидетель вопиющей несправедливости мира, лежащего, по слову апостола, «во зле», но лишь у христиан это вызывает жгучий стыд, угрызения совести, стремление выправить жизнь на добродетельных основаниях.

С тавя вопрос о воспитании современного школьника на образах православных святых, педагог должен взять на себя труд научиться создавать своей речью такой образ, который переживается ребенком, западает ему в душу, вызывает потребность подражать. Это требование к речи педагога осуществимо при глубоком знании предмета разговора, личностном переживании учителем материала, высокой культуре речи и правильных педагогических установках. Этот большой труд необходим потому, что идеалы, заложенные в детстве и юношестве, оставляют след в сердцах детей на всю жизнь, оказывают неизгладимое влияние на формирование личности ребенка. Мы призваны сделать так, чтобы наши дети стали милосердными, как великая княгиня Елизавета Федоровна, самоотверженными, как святитель Лука Крымский, праведными, как Симеон Верхотурский, мужественными, как адмирал Федор Ушаков, умеющими противостоять неправде и злу, как святитель Афанасий (Сахаров) и многие-многие другие святые, в земле Российской просиявшие.

О бращение к образам русских святых может оказать существенную помощь в воспитании школьника как будущего семьянина. Сегодня средства массовой информации трубят о неизбежности конфликта поколений между собой. Действительно, духовные силы современной российской семьи серьезно подорваны, но стремление жить семьей еще сохраняется, нормы семейных отношений еще не утрачены. Навязывание либеральной морали «независимости», свободы от семьи строится на очевидных подменах глобалистского проекта: унификации и сокращения рождаемости. Вместо семейных отношений, основанных на любви, предлагаются от имени государства отношения правовые, обеспечивающие молодежи жизнь в кредит, а старикам приют или хоспис. Молодые люди, восстановленные против своих близких, пытаются обрести квазисемью в неформальных объединениях, асоциальных группах, сектах, партиях и т.п.

В житиях описано немало случаев отказа святых от своих личных намерений уйти из мира в монастырь из-за семейных обязанностей. Святой преподобный Сергий Радонежский собирался в монастырскую обитель, но, вняв просьбам родителей, оставался с ними до их кончины. Святой Иоанн Златоуст, будучи единственным сыном овдовевшей матери, не посмел бросить ее, когда она не захотела благословить его на уход из мира.

О бращение к образам русских православных святых в воспитании важно еще и потому, что преодоление раскола между культурой и религией в современной России, первые шаги которого мы наблюдаем в наше время, стало возможным именно благодаря их подвигу. К ним относятся слова Господа: «Блаженны изгнанные за правду» (Мф.5:10); «вы - соль земли» (Мф.5:13). Только на пути обретения духовного единства Россия будет способна преодолеть внутренние кризисы, ответить на все вызовы современности. Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать частью содержания воспитания в современной школе. Без знания русских православных святых школьнику невозможно постичь глубину русской культуры, подлинный смысл истории России, осмыслить ее сегодняшнее бытие.

З акончим словами Г.П. Федотова:

«В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России; в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что всякая культура народа в последнем счете определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях современной, секуляризированной русской культуры».