Открытый урок по окружающему миру "наша дружная семья". Конспект урока:«Наша дружная семья»

Для каждого человека огромную ценность представляет его семья. Это самые близкие люди, которые окружают нас с рождения: родители, бабушки и дедушки, братья и сестры. От того, какие отношения царят в семье, зависит и то, счастлив человек или нет, сможет ли он построить крепкую и счастливую семью, когда повзрослеет.

История создания семьи

Ученые до сих пор не могут точно сказать, как и кем была образована первая семья. Благодаря археологическим раскопкам в пещерах стало известно, что древние люди жили небольшими группами. Правда, определить, были ли это семьи в теперешнем понимании, невозможно. Но даже в те далекие времена мужчины добывали пропитание для своей группы, а женщины заботились о потомстве.

Рис. 1. Первобытные люди.

Семьи существовали еще в первобытном обществе, ведь объединенным общим родством людям было гораздо проще выживать в суровом мире:

  • защищаться от врагов и диких зверей;
  • добывать пропитание;
  • растить детей.

Сейчас семья - это группа людей, связанных между собой брачными или родственными отношениями, моральной ответственностью друг перед другом, общим хозяйством.

Рис. 2. Несколько поколений одной семьи.

Под одной крышей в одной семье могут жить несколько поколений. Поколение - это одновременно живущие люди одного возраста. Например, старшее поколение - это наши бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, а младшее - дети.

Моя семья - моя крепость

Чтобы семья была крепкой, дружной, очень важно, чтобы все члены семьи вели себя соответственно. Семью можно назвать счастливой, если все близкие родственники:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • любят и уважают друг друга;
  • оказывают помощь и поддержку в трудных ситуациях;
  • заботятся друг о друге;
  • вместе проводят свободное время.

Не стоит забывать и о том, что культура общения должна присутствовать не только в школе или на работе, но и, прежде всего, в своем доме. Как часто вы говорите родителям, что любите их, интересуетесь их самочувствием?

Предлагаете ли маме помощь по дому, особенно, когда она устала после работы? Не забываете ли благодарить за вкусно приготовленный завтрак или купленную обновку?

Доброжелательное отношение, вежливая речь, культурное поведение - все это также относится к понятию «дружное семейство». Ведь любящие люди никогда не будут кричать друг на друга, говорить обидные слова, ссориться по пустякам. Так что культура поведения имеет большое значение в каждой семье.

Рис. 3. Семейные традиции.

Связь между близкими родственниками укрепляется и за счет семейных традиций. В переводе с латинского языка слово «традиция» означает «передача». Традиции передаются от одного поколения другому, от старших членов семьи к младшим. Например, походы в лес, семейные чаепития по выходным дням, вечернее чтение книг - все это относится к устоявшимся семейным традициям.

Что мы узнали?

При изучении темы «Наша дружная семья» по программе окружающего мира 2 класса мы узнали, как и для каких целей древние люди создавали семьи. Мы выяснили, что представляет собой семья в современном обществе, какова характеристика по-настоящему дружной и счастливой семьи.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 293.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ. В ШКОЛЕ.

Проверка домашнего задания. Ответьте на вопросы предложенного вам теста, выбрав один правильный ответ.

Проверь себя! Переходя улицу, необходимо быть собранным, внимательным, осмотрительным. Если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно, необходимо вызвать пожарников по телефону 01 . Оставшись дома один без взрослых, когда позвонят в дверь, ты должен позвонить папе, маме или в милицию.

Без чего не может жить человек?

НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ. В ШКОЛЕ.

Культура общения Культурное поведение Вежливая речь Доброе, уважительное отношение к человеку

Мы общаемся не только в семье, но и в … 1 2 3 4 5

Мы общаемся не только в семье, но и в … 1 ш к а ф 2 3 4 5

Мы общаемся не только в семье, но и в … 1 ш к а ф 2 д о с к а 3 4 5

Мы общаемся не только в семье, но и в … 1 ш к а ф 2 д о с к а 3 з в о н о к 4 5

Мы общаемся не только в семье, но и в … 1 ш к а ф 2 д о с к а 3 з в о н о к 4 м е л 5

Мы общаемся не только в семье, но и в … 1 ш к а ф 2 д о с к а 3 з в о н о к 4 м е л 5 п а р т а

ХОРОШО или ПЛОХО Выпуск подготовили учащиеся 2 класса. Школьная стенгазета. Выпуск №14.

Правила поведения на уроке и перемене.

Что такое культура общения? Нужна ли культура общения в семье и в школе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Пояснительная записка

Развивающее открытое занятие проводилось в рамках урока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Урок разрабатывался учителем класса в сотворчестве с педагогом– дефектологом школы. Участниками процесса были ученики и их родители, учителя начальной школы, а также все желающие.

Выбор темы открытого занятия был обусловлен тем, что по наблюдениям учителя и психолого-педагогической службы школы было выявлено у большинства учеников класса недостатка в общении с родителями, непонимание в семье, частые манипуляции родителями со стороны детей, чрезмерно завышенные требования к детям со стороны родителей.

Проведению этого занятия способствовало несколько обстоятельств: по календарно-тематическому планированию эта тема приходилась на срок проведения Дня Открытых дверей в школах Москвы, когда большая часть родителей могла прийти в школу и принять участие в работе; совпадение по времени темы уроков окружающего мира и литературного чтения.

Занятию предшествовала длительная тщательная работа педагогов и учеников. Так на уроках литературного чтения в период подготовки изучалась тема “Семья и я”, на которой изучались произведения разных жанров и авторов по теме “Семья”. При обобщении было предложено ученикам выяснить, что такое семья из разных источников (в словарях, в беседе с родителями), а чуть позже рассказать про свою семью (свои сочинения дети читали на развивающем занятии), на уроке изобразительного искусства ребята с удовольствием рисовали свою семью.

Кропотливая, долгая подготовительная работа помогла проведению занятия “Наша дружная семья”, сделать его не формальным, а живым, интересным. Все участники занятия оказались вовлечены в процесс работы, не было посторонних наблюдателей. В свою очередь, родители увидели своих детей не только в роли “учеников”, многие родители обратили внимание на “огрехи” в своём общении с детьми. Дети посмотрели на свои поступки по отношению к родным со стороны, сделали правильные выводы.

На занятии-уроке использовались различные формы работы детей: беседа, сообщение, игра с родителями, решение логического задания вместе с родителями, создание дерева “Наша дружная семья”. В конце урока проводилась рефлексия совместно с родителями учеников

На занятии использовалась мультимедийная презентация, а также индивидуальное задание с использование детьми компьютера (задание 8 из сборника “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. “Как сохранить здоровье””). Использовались разные формы и методы обучения. Занятие поставленных целей достигло.

Окружающий мир. 2-й класс.

Развивающее занятие-урок по теме: “Наша дружная семья”

Особенности занятия: проводился совместно с педагогом-дефектологом, который проводит развивающие игры.

Цели и задачи развивающее занятие:

  1. Ввести понятия “семья”, “общение”, “культура общения в семье”.
  2. Обсудить с детьми правила культуры общения в семье.
  3. Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.
  4. Развивать устную речь учащихся.
  5. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению.
  6. Способствовать сплочению семей уч-ся, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.

Оборудование и пособия: мультимедийный проектор и доска, компьютер, презентация “Наша дружная семья”Приложение 1.ppt , диск “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. “Как сохранить здоровье. Задание № 8”” http://www.nachalka.info/uroki/#

нарисованное дерево (ватман), ладошки (бумага) разных цветок и орнаментом, клей, платки (шарфики), сигнальные карточки (зелёный/красный цвет), раздаточный материал “Этикет в семье” Приложение 2.doc .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята, уважаемые взрослые: родители, коллеги. Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьезный урок.

II. Подготовка к введению темы урока

(Читает учитель) Слайд № 2 в начале рассказа.

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Тля пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: “Я здесь” Но учитель, вздохнув, сказал: “Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать”. Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

– Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?

– Ребята, что загадал Толя?

– Сбылось ли его желание?

– Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце?

– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?

– Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.)

В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

III. Работа по теме урока.

  1. Постановка учебной задачи

– Сегодня тема урока “Наша дружная семья” Слайд № 3.

– Нам предстоит очень серьёзная работа. Прочитайте, что мы сегодня на уроке будем делать? Слайд № 4.

  • Работа над понятием “Семья”.
  • Беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников.

    – Ребята, неделю назад вы получили задание выяснить, что такое “семья”.

  • Вывод
  • .

    – Давайте обобщим, что же это такое “семья”? Слайд № 5

  • Физминутка*** (Предлагается всем гостям принять участие в физминутке)
  • Кто живёт у нас в квартире

    Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

    Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

    Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

    Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

    Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

    Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

    Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

  • Продолжение работы.
  • – Прочитайте на слайде выделенную фразу (Клик)

    – Сейчас постараемся ответить на второй вопрос: “Что такое “дружная семья”

    Выслушиваются ответы учеников.

    Обобщение ответов.

    – Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время…

  • Рассказы детей про их семьи.
  • (заранее написанные сочинения)

  • Игра с детьми и их родителями***.
  • – У вас у всех замечательные дружные семьи, в которых царит любовь, уважение друг к другу, взаимопонимание. Поэтому испытание, которые мы придумали для ваших родителей, будет очень лёгким.

    С закрытыми глазами родители прикасаются к рукам детей. На ощупь им нужно угадать своего ребёнка.

  • Рассмотрите иллюстрацию. *
  • На каких из них дружная семья, почему вы так думаете?

    Про каких детей можно сказать, что они уважают своих родных, заботятся о них?

    (Проверить предлагается наименее активному ученику (с целью мотивации, активизации). Для этого он должен нажать на жёлтый рычаг в нижнем правом углу. Если задание выполнено верно, то “Космик” вверху экрана благодарит за хорошо выполненное задание.)

  • Слушание стихотворения.**
  • Прослушайте стихотворение, поднимите красный сигнал, если вы услышите, что дети поступают неправильно.

    К дедушке и бабушке
    Катя и Володя,
    В гости на оладушки
    в выходной приходят.

    Внук Володя попросил:
    – Дед, налей мне чаю.
    Дед низко голову склонил,
    – Плохо слышу я внучок,
    не чета тебе я.
    Я уже ведь старичок,
    вот и слух слабеет.

    Катя бабушке кричит:
    – Ты не видишь что ли,
    Что солонка тут стоит,
    на столе без соли?”
    Кате бабушка в ответ:
    – Я ведь вижу плохо,
    Мне уже не мало лет,
    помоги мне кроха.

    – Что вам не понравилось в поступках детей?

    – Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми?

    Мы прочитаем вам некоторые высказывания, а вы подумайте, выполняете ли вы их?

    Если вы их выполняете, то можете поднять зелёный сигнал, если нет – красный. Но у вас есть выбор, вы можете ничего не поднимать. А подумать про себя.

    Слайд № 6 . (Каждое высказывание вызывается Кликом и Клик после высказывания)

    – Вы часто говорите маме, что любите ее?

    – Папа уставший приходит с работы, и вы тут же, с порога начинаете докучать его просьбами пойти погулять.

    – Ваша бабушка не живёт рядом с вами, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.

    – Любимый дедушка принёс вам шоколад, вы развернули обёртку и отломили половинку дедушке.

    – Старшая сестра (или брат) в школе получила плохую отметку. Вы не бежите к маме и папе рассказывать о случившемся. Вы подбадриваете ее, помогаете исправить ситуацию.

    IV. Обобщение изученного материала.

    – Что же такое семья?

    – Какую семью можно назвать дружной?

    – Какие правила культурного общения вы запомнили?

    V. Создание дерева***.

    – Ребята, мы откроем вам небольшую тайну. Знаете, в душе каждого взрослого человека живёт ребёнок, который, как и вы, очень любит мастерить, решать разные головоломки.

    – Правда, уважаемые родители?

    Мы приглашаем вас вместе с вашими детьми выполнить последнее задание.

    Среди рукавичек, найти пару. На каждом пальчике ваших рукавичек написать членов вашей семьи, а если семья большая – то на двух рукавичках. И приклеить их на наше дерево “Дружной семьи”. Ведь дружная семья не только дома, но и у нас в школе. Приглашаем вас к поиску и творчеству.

    VI. Обобщение.

    – Что такое семья?

    – Что нужно делать, чтобы в семье было хорошо?

    VII. Рефлексия

    Для этого все участники занятия, в том числе гости и учителя, садятся в круг. Каждый по очереди отвечает на вопросы.

    Правила “круга”:

    – Все участники высказывают своё мнение по кругу.

    – Нельзя перебивать говорящего.

    – Нельзя критиковать других.

    –Какие чувства, эмоции испытали сегодня на нашем занятии?

    – Какое открытие вы сделали для себя сегодня?

    VIII. Дорогие ребята, а чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, мы хотим подарить вам ПАМЯТКИ Приложение 2.doc

    8*Задание взято из мультимедийного проекта “Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс. “Как сохранить здоровье. Задание № 8””

    9** Проводится время при достаточности времени.

    *** Эти этапы урока проводит педагог-дефектолог.

    Используемые материалы.

    А.А. Плешаков “Окружающий мир. 2 класс”

    Т.Ю. Целоусова, Т. В. Максимова. “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир. 2 класс””

    Мультимедийное пособие “Уроки Кирилла и Мефодия. 4 класс”

    Материалы сайтов:

    Наше дерево

    Тема: «Наша дружная семья»

    Цели:

    Сформировать понятия: семья, семейные традиции, дружная семья, культура общения;

    Учить оценивать характер взаимоотношений людей в семье, правильно вести себя с близкими людьми.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия;

    Уметь различать родственные взаимосвязи;

    Определять роль в жизни человека культуры семейного общения.

    Личностные:

    Осознавать важность взаимопомощи между членами семьи, необходимость внимательного и заботливого отношения к близким, ценность семейных традиций;

    Формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, ценностного отношения к своему здоровью.

    Формируемые УУД:

    Познавательные:

    Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

    Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

    Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

    Регулятивные:

    Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

    Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

    Коммуникативные:

    Уметь слушать учителя, своих товарищей, обсуждать результаты деятельности на уроке.

    Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение оказывать взаимопомощь.

    Ход урока

      Организационный момент:

    - Добрый день, ребята, сегодня окружающий мир проведу у вас я.

    Прозвенел звонок для нас,

    Всех ребят позвал он в класс.

    Чтобы дети не ленились,

    С удовольствием трудились,

    Всем здоровья пожелаем

    И урок наш начинаем.

      Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

    На прошлом уроке вы закончили изучение большого раздела «Здоровье и безопасность». Знаем, как сохранить и обезопасить свою жизнь. Будем пользоваться изученными правилами в повседневной жизни.

    Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела, знакомимся с новыми знаниями

    На сегодняшнем уроке, Вы будете работать одной командой, помогать друг другу. Все приобретённые вами знания я думаю, пригодятся нам в дальнейшем.

    Я расскажу вам одну удивительную историю, которая произошла с одним маль­чиком.

    А начать наш урок я хочу с одной истории, послушайте меня внимательно.

    «Жил – был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша испугался, что мама сейчас войдет и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВЕДИМКОЙ». Мама вошла в комнату, посмотрела вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался! Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Мише стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

    Мама, вот он я! – закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.

    Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша, - Хочу, чтобы мама меня видела. Чтобы меня видели ребята, я хочу играть с ними, гулять, общаться. Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком.»

    Ребята, что загадал Миша?

    Сбылось ли его пожелание?

    Какое чувство испытал Миша в начале истории?

    Почему в начале сказки Миша был доволен, что он стал невидимкой?

    Понравилось быть Мише невидимкой?

    А почему?

    Какой вывод мы можем с вами сделать из этого рассказа?

    А начнём изучение новой темы урока с разгадывания ребуса. (на доске 7Я)

    Да, мы начинаем изучать большой раздел «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми.

    – Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (Об общении, о семье).

    Давайте проверим правы ли мы. Стр.42. Прочитаем тему урока и задачи, которые перед нами ставит наш друг муравей.

    А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдет речь на уроке.

      Работа по теме урока:

    Как вы думайте, что такое семья? (Семья- самое близкое окружение человека)

    (Семья – это группа людей, связанных близкородственными отношениями и, обычно, живущих вместе)

    Как вы понимаете слово общение? (Взаимодействие людей друг с другом, это понимание другого человека. Это очень важная часть нашей жизни.)

    С кем мы общаемся?(с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.)

    Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?

    Кто знает, почему именно 7? Из кого состоит семья?

    Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7.

    В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. – Старинная семья.

    Ребята, а вы знаете, что и в вашем классе у некоторых ребят большие семьи. Например, У Абдурахмана в семье 7 человек, у многих по 5 человек.

    А давайте сейчас определим, кто же это такие близкие родственники и как они приходятся друг другу.

    Кто нежнее всех на свете?

    Кто готовит нам обед?

    И кого так любят дети?

    И кого прекрасней нет? …(мама)

    Кто научит гвоздь забить,

    Даст машину порулить

    И подскажет, как быть смелым,

    Сильным, ловким и умелым? …(папа)

    Спасибо за то, что ты добр и умён,

    Отзывчив, надёжен, красив и силён!

    Готов ты помочь и понять меня рад,

    Ты – самый хороший и преданный … (брат)

    Со мною всегда она рядом,

    Как может смягчает беду.

    Спасибо вам, папа и мама,

    Что мне подарили ………. (сестру)

    Кто носки внучатам вяжет,

    Сказку старую расскажет,

    С медом даст оладушки?

    Это наша ….. (бабушка)

    Кто всю жизнь работал,

    Окружал заботой

    Внуков, бабушку, детей,

    Уважал простых людей?

    На пенсии много лет Нестареющий наш …… (дед)

    В семье могут жить несколько поколений. Что означает это слово?

    Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста.

    Старшее поколение – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

    Среднее поколение – родители.

    Младшее поколение – дети.

    Работа по учебнику:

    Сколько поколений в семье наших друзей Сережи и Нади изображено на рисунке? стр.42 (2 поколения- родители и дети)

    Как проводят свободное время в семье Серёжи и Нади?

    Как вы думаете, что такое культура общения ?

    (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)

    Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была счастливая и дружная)

    Можно ли обижать того, кто тебя любит? (Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

    – В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.

    А теперь посмотрите на с. 43. Как члены семьи заботятся друг о друге?

    Скажите бывает такое в ваших семьях?

    А как еще помогают друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях.

    Физкультминутка

    - - Ребята,вы наверно немного устали, давайте сейчас встанем со своих мест и проведем небольшую физминутку.

      Продолжение работы по теме урока:

    А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:

    1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

    2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

    3. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

    4. Вместе занимаются домашним хозяйством.

    5. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

    6. Вместе распределяют деньги на покупки.

    7. Если у одного из членов семьи неприятности, то другие радуются.

    8. Если в семье кто-то болен, остальные члены семьи о нём заботятся, переживают, лечат.

    Вывод:

    Какую семью мы можем назвать дружной?

    Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время.

    Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям и каждая семья хочет быть счастливой.

    Откройте учебник на с. 44. Как называется статья? Прочитайте первый абзац. Дайте определение, что такое традиции?

    Традиция – то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим, особенности каждой семьи. Например: каждый год в один и тот же день вся семья собирается у главы семейства или каждую субботу вся семья собирается за ужином, вместе ужинают, затем пьют чай, ведут беседу, планируют, играют.

    Какие традиции есть в ваших семьях?

    Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения.

    Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
    - Я люблю, когда бабушка…
    - Мои мама и папа для меня самые…
    - Я люблю своих родителей за то, что…
    - Я люблю своего дедушку за то, что…
    - Я хочу своим родителям пожелать…
    - Свою семью я считаю…
    -Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка …

    Прочтите слова, записанные на доске. Что вы можете сказать?

    «родные», «родственники», «родня», родители, родословная.

    Все они имеют корень «род».

    Да, «родословная» - это история семьи в нескольких поколениях.

    Откройте, учебники на ст.46. Как изобразили свою родословную Сережа и Надя.

    Сколько поколений на нём показано?

    - Чем мы отличаемся друг от друга? (
    А может вам поможет загадка. При рождении тебе дано, а люди им пользуются. (имя)

    Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки)

    Как различают таких людей? (По фамилиям.)

    Итак, имя вам дали родители.

    Отчество – от отца.

    А фамилия – ?... от всей семьи. Во многих языках слово фамилия – это семья)

    Фамилия передаётся от одного поколения к другому.

    К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда.

    Однако одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Однофамильцами.)

    Представим такую ситуацию: два человека являются тезками и к тому же однофамильцами. Как различить этих людей? Действительно, кроме имени и фамилии есть еще отчество. Когда вы повзрослеете, и к вам будут обращаться по имени-отчеству.

      Подведение итогов урока:

    - Что же такое семья?

    Какую семью мы называем дружной, счастливой?

    Рефлексия

    – Ребята, что вам запомнилось на уроке больше всего? Какое задание больше всего понравилось?

    Домашнее задание:

    Узнайте свою родословную и изобразите ее в виде дерева. Наклейте на его веточках фотографии родных разных поколений, подпишите их имена, отчества и фамилии.

    (Постарайтесь побольше узнать о своих родных, расспросите старших, посмотрите вместе с ними семейный альбом)

    Тема урока. Наша дружная с емья

    Цель: познакомить детей с понятием «семья», п оказать значение семьи в жизни человека.

    Задачи урока:

    Образовательные :

      • уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений; объяснить, что такое поколение;

        помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;

        учить работать по образцу.

    Развивающие :

      • развивать внимание, память, речь;

        развивать умение работать в группах, умение принимать решения, помогать друг другу

    Воспитательные:

      • воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности, гордости за свою семью;

        формировать у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

    Тип урока : изучение нового материала.

    Форма проведения : журналистское расследование

    Оборудование: кроссворд, карточки для кластера, лучики, тучки, цветы, музыкальное сопровождение, шаблон семейного герба, рисунки животных и растений, тексты притчи, карточки-кирпичики.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Сообщение темы и цели урока

    На доске вы видите кроссворд, разгадав его, мы узнаем тему урока. (Приложение 1)

    По горизонтали:

    1. Самый старший мужчина в большой семье. (Дедушка)

    3. Кто не в шутку, а всерьёз
    Нас забить научит гвоздь?
    Кто научит смелым быть?
    С велика упав, не ныть,
    И коленку расцарапав,
    Не реветь? Конечно,…
    (папа)

    По вертикали:

    1. Улыбаюсь я как мама,
    Так же хмурюсь я упрямо,
    У меня такой же нос
    И такой же цвет волос. (Дочь)

    3. Кто вас, детки, сильно любит?
    Кто вас нежно так голубит,
    Не смыкая ночью глаз
    Все заботится о вас?
    (Мама)

    4. Н ос курносый,

    В глазках блеск.

    Он на месте не сидит,

    Изучает всё вокруг,

    Маме, папе лучший друг! (Сын)

    Правильно, сегодня будем говорить о семье. Я хочу, чтобы вы задумались о важности и необходимости семьи.

    III. Мотивация учебной деятельности

    1 . Составление кластера «Семья» (Приложение 2)

    Какие ассоциации со словом семья у вас возникают? (Ответы детей).

    мама и папа

    бабушка дедушка

    брат сестра

    тёти и дяди

    2. Постановка проблемного вопроса

    Что такое семья? (Семья – самое близкое окружение человека.)

    Семья – самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Как важно, бывает, найти свое место, и жить, размышляя о том, что нужен кому-то, что жить интересно, что есть и работа и дом.

    Зачем нужна семья? Какую роль играет каждый член семьи? (Ответы детей)

    Семья как солнышко, которое дарит тепло, добро, любовь… А какое же солнце без лучиков? (На доске появляется солнце.) (Приложение 3)

    У каждого из вас на парте есть лучик. Напишите на нем комплимент своей семье. Что значит слово «комплимент»? (Похвала, приятные, любезные слова)

    (Родная, культурная, дружная, вежливая, счастливая, жизнерадостная, трудолюбивая, гостеприимная, хозяйственная, доброжелательная, спортивная, дисциплинированная и т.д.)

    Как вы думаете, что может мешать счастью семьи?

    (Солнышко закрывают тучки, на которых дети записывают слова: с соры, занятость родителей, обиды, невнимание, конфликты, усталость, непонимание, болезни, материальные трудности, пьянство.)

    (Приложение 4)

    А на чем основывается счастливая семья?

    (Слова записываются на изображениях цветов, прикрепляются внизу). (Приложение 5)

    (Любовь, взаимоуважение, доверие, взаимопомощь, взаимопонимание.)

    Всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы?

    (Ответы детей).

    3. Физкультминутка «Семейная зарядка»

    Осенью, весною,
    Летом и зимой.
    Мы во двор выходим
    Дружною семьёй.
    Встанем в круг и по порядку
    Каждый делает зарядку.
    Мама руки поднимает.
    Папа бодро приседает.
    Повороты вправо-влево
    Делает мой братик Сева.
    А я сам бегу трусцой
    И качаю головой.

    IV. Изучение нового материала

    Я предлагаю начать своё журналистское расследование «Что такое семья?»

    (Дети объединяются в группы по уровням: эксперты – высокий уровень; литераторы и проектировщики – достаточный; строители – средний.)

    1 группа - проектировщики

    Задание: составить семейный герб. (Приложение 6)

    В старину у многих богатых и знатных семей существовали семейные гербы. Они отражали традиции, уклад, образ жизни семьи. Обязательно на гербе изображались животные и растения, имеющие разное значение, например:

    (На карточке – рисунки животных, птиц, растений и их значение).

    лев - сила, великодушие
    орел - власть
    овца - терпение, кротость
    ворон - долголетие
    олень - символ воина
    цапля - пугливость
    волк - жадность, злость
    павлин - тщеславие, хвастовство
    дуб - крепость
    пальма - долговечность
    сливовое дерево - мир

    Попробуйте составить свой герб семьи, например, в которой все мужчины в роду были воинами, сильными, смелыми, отважными, боролись за мир.

    (Дети прикрепляют на шаблон герба подходящие рисунки.)

    2 группа – эксперты

    (Дети этой группы получили опережающее задание - просмотреть мультфильмы «Мамонтёнок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лунтик» (1 серия).)

    Задание : дать развернутые ответы на вопросы.

    Вопросы на карточках (приложение 7) : Кого ищет мамонтёнок? Кого ему не хватает? Почему ему плохо одному?

    Из-за чего братец стал козлёночком? (из-за непослушания)

    Кого искал Лунтик? (ответ ребят и выводы)

    3 группа – литераторы

    Задание : прочитать притчу «Ладная семья» и дать ответ на вопрос.

    Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир.

    Хорошо детям, спокойно старикам.

    Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге … . (Любовь, прощение, терпение.)

    Какие же слова написал глава семьи?

    4 группа – строители «Семейного домика»

    Задание: я предлагаю вам подумать, что же является основой, фундаментом любой семьи, каждого дома. Выберите необходимые слова. На карточках-«кирпичиках» написаны слова: любовь, счастье, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, переживания, взаимопомощь. (Дети выбирают «кирпичики» и прикрепляют в фундамент дома).

    (Приложение 9)

    V . Итог урока

    Что же такое семья?

    Семья – это когда все вместе. Семья – это счастье и любовь в доме. Семья – это то, что очень сложно найти и страшно потерять. Семья – это самое значимое в жизни человека. Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это самое дорогое, что есть не у каждого из нас. Семья – это там, где тепло и вкусно.

    И в заключение урока хочется сказать словами из стихотворения…

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты,
    Подарки, покупки, приятные траты.

    V. Рефлексия

    На этапе рефлексии используется прием «Радостный и грустный Лунтик». Дети отдают жетон тому персонажу, настроение которого они разделяют в данный момент. (Приложение 10)

    VI. Домашнее задание

    Составить небольшой рассказ на тему: «Моя семья».

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.